InvestFuture

Ждет ли нас новый пузырь?

Прочитали: 300

Разговоры о новом пузыре становятся все громче и громче, что, в общем-то, объяснимо. Индекс Dow Jones достиг своего исторического максимума. Приносящая убытки технологическая фирма (Twitter) выпускает акции в ответ на высокий спрос инвесторов. Частные инвестиционные фонды скупают компании, используя такое количество заемных денег, каких не было с 2008 г.

За рекордную цену ($50 млн) продан роскошный пентхаус на Манхеттене. Триптих художника Фрэнсиса Бэкона стал самым дорогим произведением искусства ($142,4 млн), проданным когда-либо на аукционе Christie. Известный ученый-экономист Роберт Шиллер, который предсказал технологический пузырь в конце 1990-х гг. и пузырь на рынке недвижимости в 2000-х гг., встревожен резким скачком цен на американские акции, пишет британский журнал The Economist.

Все это означает, что богатые инвесторы становятся увереннее и увереннее. Вопрос лишь в том, насколько обоснована эта уверенность. При определенных условиях быстрый рост цен на активы может быть оправданным. Новые индустрии создают своих гигантов (как например, Microsoft, Apple и Google); страны меняют свою экономическую политику и активно развиваются (как например, Япония в 1960-х гг. и Китай в 1990-х гг.). Тогда каким образом можно отличить бычий рынок от пузыря?

Шиллер описывает пузырь как "психологически-экономический феномен". "Это словно психическая болезнь. Она отличается наличием излишнего энтузиазма, активным участием СМИ и чувством сожаления у тех, кто не участвует в пузыре", - пишет американский экономист. Этот феномен появляется вместе с расширением кредитования.

По мнению инвестиционного фонда GMO, пузырь – это увеличение стоимости активов более чем в два раза по сравнению с основным трендом. Используя это определение, в период с 1720 г. по 2010 г. было 330 пузырей. При этом происходили они чаще всего в последние десятилетия.

Многие экономисты ставят под сомнение существование пузырей как таковых, так как они не сочетаются с идеей эффективного рынка. Если активы переоценены, то почему умные инвесторы не воспользуются этим и продадут их? Эксперт GMO Эдвард Чанселлор считает, что инвесторам довольно сложно определить появление пузыря. Маниакальное состояние может продолжаться намного дольше, чем многие думают, что хорошо подтвердила ситуация на рынке во время бума интернет компаний в конце 1990-х гг. Кроме того, инвесторы не уверены, лопнет ли пузырь через резкое падение цен или он будет медленно сдуваться и инфляция снизит цены в реальном выражении.

Экономисты Лондонской школы экономики Дмитрий Ваянос и Пол Вулли считают, что в появлении пузырей виноваты инвестиционные агентства. Инвесторы не покупают акции напрямую, а нанимают для этого фондовых менеджеров.

Как только менеджеры получают деньги от новых клиентов, они покупают свои любимые акции, которые, как они предполагают, должны получить максимальный результат (все мы помним гигантские суммы денег, направленные в технологические фирмы в конце 1990-х гг.) Ажиотаж приводит к резкому росту цен на любимые компании инвестиционных менеджеров.

Пузыри на рынке недвижимости также имеют положительную обратную связь. Большая часть недвижимости покупается на заемные деньги. Когда цены растут, банки уверено выдают кредиты, что, в свою очередь, позволяет заемщику приобретать жилье по более высоким ценам и так по кругу. Как только банки начинают с трудом выдавать кредиты, цены обваливаются.

Некоторые наблюдатели считают, что текущая денежно-кредитная политика приводит к появлению пузыря: номинальная процентная ставка в большинстве развитых странах близка нулю и центробанки скупают облигации в рамках программы количественного смягчения.

Стремление регулятора уменьшить уровень доходности на безопасные активы заставляет инвесторов покупать более рисковые активы. Оценивая последние 5 лет, можно сказать, что рынки в основном восстановились после рекордного падения в 2008 г. и в начале 2009 г. В то же время большое число рынков выглядят переоцененными в исторической перспективе. Американские акции торгуются с учетом цикличности коэффициента ценности акций в 25 пунктов, говорит Шиллер. Это намного выше исторически среднего уровня в 16,5, но ниже пикового показателя 1929 г. и 2000 г. Прибыль корпораций также достигла рекордных показателей по отношению к ВВП, что ставит под сомнение дальнейший рост.

Однако Шиллер пока не готов говорить о наличии пузыря на фондовом рынке США. Сегодня нет того воодушевления по поводу акций, которое наблюдалось в конце 1990-х гг.; чистые потоки в инвестиционные фонды только в этом году достигли позитивного уровня. Другим индикатором общественного безразличия может служить телеканал деловых новостей CNBC, чей рейтинг в III квартале упал до самого низкого уровня с 2005 г.

Что касается коллекционного искусства, то его высокие цены отражают существующее неравенство в развитых странах. В течение всей истории человечества богачи любили демонстрировать свой статус с помощью вещей, которые недоступны для большей части общества. Картины старых мастеров, повешенные в гостиной манхэттенского пентхауса за $50 млн, могут усилить чувство превосходства его владельцу.

К активу с траекторией роста цены больше похожей на запуск ракеты (до падения 5 декабря) относится электронная валюта Биткоин, взлет которой с воодушевлением освещали ведущие мировые СМИ. Те, кто покупает странный финансовый инструмент, который не имеет реальной стоимости, должны помнить поговорку: "Чем выше взлетишь, тем больнее упадешь".

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Ждет ли нас новый пузырь?

Поделитесь с друзьями: