InvestFuture

Инвестиции государства в кино пока не окупаются

Прочитали: 19

Успеху “Сталинграда“ или “Легенды №17“ также поспособствовало утверждение новой модели финансирования киноиндустрии и взаимодействия с нею профильных ведомств. Для дальнейшего развития отрасли важно задействовать и телевизионный ресурс.

Прошедший 2013 г. стал достаточно успешным для отечественной киноиндустрии. Доля посещаемости российских фильмов выросла до 17%, а их кассовых сборов – до 18%. По данным Фонда кино, суммарные кассовые сборы российских фильмов увеличились до 7,965 млрд руб., причем абсолютный прирост составил 1,8 млрд руб. А три российских фильма – “Сталинград“ (с рекордным результатом в 1,672 млрд руб.), “Елки 3” и “Легенда №17“ вошли в десятку лидеров по кассовым сборам.

В прошлом году, по словам министра культуры Владимира Мединского, начала четко работать принятая модель разграничения полномочий, в соответствие с которой названное ведомство выделяет средства на поддержку авторских, фестивальных, дебютных, анимационных, документальных лент, а Фонд кино – на массовые коммерческие фильмы. При этом впервые стала внедряться система возвратности средств на фильмы, потенциально способные собрать большую зрительскую аудиторию.

И если в прошлом году, ответил “Вести Экономика“ Мединский, доля средств, выделенных на возвратной основе, достигла 30%, то в текущем году ее предполагается довести до 40%. И далее при повышении этой планки лет через семь, в принципе, возможно выйти на 100%-й уровень окупаемости коммерческих фильмов.

Но требовать того же от авторского фестивального кино, заведомо ориентированного не на прибыль, нельзя, уточнил глава Минкульта. В прошлом году на поддержку кинематографии государство выделило 6,7 млрд руб. Из них 6 млрд, направленных на финансирование кинопроизводства, было поровну поделено между Минкультом и Фондом кино. К сожалению, в текущем году общая сумма господдержки будет сокращена на 600 млн руб., сообщил директор департамента кинематографии и модернизационных программ министерства культуры Владимир Тельнов.

Хотя правомерно ли все же было урезать господдержку столь значимой отрасли именно в тот момент, когда она пошла на подъем?

Разумеется, в данный момент было бы лучше не сокращать, а наращивать государственную поддержку киноиндустрии, согласился исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев. Но, с другой стороны, заметил он, необходимо учитывать и сложившуюся в стране непростую экономическую ситуацию, потребовавшую секвестра расходов. Впрочем, как предполагается, в этом году уже может поступить часть средств из тех, что ранее были выделены кинокомпаниям на возвратной основе. Кстати, уже к концу прошлого года за счет наведения порядка и усиления контроля в отрасль были возвращены 200 млн руб., которые пошли на финансирование новых фильмов, резюмировал Малышев.

Позитивные результаты 2013 г. обусловлены в том числе осуществленными в последние годы преобразованиями в работе Фонда кино, констатировал исполнительный директор независимой исследовательской компании Movie Research Александр Лужин. При этом, оговорил он, очень важно, что и деятельность министерства культуры, прежде слывшего закрытым учреждением, стала более прозрачной и открытой.

Тогда как несколько лет назад не только не были ясны критерии, на основании которых выделялись госсредства кинокомпаниям, но и сам перечень этих счастливчиков не был известен.

Наряду с прочим, далее, отметил Лужин, чтобы нарастить количество кинопродукции, служащее залогом появления более качественных востребованных фильмов – обычно из десяти "выстреливает” один, - было бы резонно задействовать и ресурс телекомпаний. Он активно используется в ряде стран, успешно развивающих собственную киноиндустрию. Там исторически или же в силу установленных требований сложилось, что телекомпании не только транслируют более подходящие по формату телефильмы, но и активно участвуют в кинопроизводстве, напомнил исполнительный директор Movie Research. И попутно высказался за то, чтобы власти также более энергично поддержали кинопрокат, не только на федеральном, но и региональном, и муниципальном уровнях. Пока во многих населенных пунктах России вообще нет кинотеатров. С этой точки зрения следовало бы, в частности, растиражировать пример Краснодарского края, где повсеместно имеются современные кинозалы.

Итоги прошлого года в значительной мере были обусловлены появлением исключительных фильмов. Но если подобные фильмы периодически будут выходить и далее, значит, запущенные системные меры, действительно, начали срабатывать, сформулировал продюсер кинокомпания Enjoy Movies Георгий Малков. Причем, добавил он, оказавшиеся успешными новые фильмы показали, что зритель уже готов смотреть и более серьезное кино. В связи с чем Enjoy Movies, ранее делавшая упор на комедии (две из них - “Что творят мужчины“ и “Остров везения“ - вошли в десятку российских лидеров по кассовым сборам в 2013 г.), пересмотрела свои планы на текущий год, оставив только два комедийных фильма.

При запуске новых сложных и не всегда предсказуемых по результативности проектов безвозвратная форма поддержки от Фонда кино, конечно, очень актуальна (она была предоставлена, например, фильму “Чемпионы“).

Разумеется, тут нужен дифференцированный подход. Так, бюджет “Острова везения“ в 60 млн руб. на 30% был профинансирован на возвратной основе из средств фонда, который тоже не останется внакладе при итоговых сборах в 157,6 млн руб. И было бы логично, чтобы при сотрудничестве фонда с компаниями, успешно реализовавшими предыдущий проект, в дальнейшем суммы поддержки могли увеличиваться, подчеркнул Малков.

По его мнению, содержательная направленность отечественного кинематографа не изменится, пока не удастся вернуть в кино взрослого зрителя с иным уровнем восприятия и иным уровнем культуры просмотра. И для этого, очевидно, нужна целенаправленная агитационная работа, в том числе с участием телеканалов: самим кинопроизводителям ее не потянуть.

Система продвижения готовых фильмов вообще требует корректировки, считает известный режиссер, продюсер кинокомпании Rock Films Алексей Учитель. Сегодня же, по его определению, кроме нескольких лидеров, вроде “Сталинграда“, “Легенды №17“ и “Горько“, действительно ставших прорывными в прошлом году, о других новинках люди зачастую не знают. Но если государство тратит немалые деньги на производство кинолент, очевидно, сходные суммы следует направлять и на их рекламу. Телеканалы же обычно рекламируют лишь ту кинопродукцию, в производстве которой сами участвуют. В этой связи, наряду с отчислением средств за премьерный показ фильма, наверное, также следовало бы предусмотреть и выплату кинопродюсерам некой доли суммы, получаемой от рекламы во время демонстрации картины по каналу, на запуск следующей ленты или, допустим, обязать телевизионщиков в рекламные паузы также крутить новые киноролики.

“Протекционистские меры – аккуратные продуманные – все-таки нужны. И хотя раньше я выступал, допустим, против введения квот в кинопрокате, то теперь думаю, какие-то шаги в этом направлении, тщательно изучив опыт той же Франции, далее следует предпринять“, - рассказал Учитель. При этом, пояснил он, было бы важно улучшить и систему финансирования, с тем чтобы больше средств направлялось на дебютное кино (пока же начинающим сценаристам и молодым артистам сложно прорваться на экран) и одновременно – на грандиозные фильмы-события, требующие суммы иного порядка на производство и последующее массирование продвижение, в том числе по ТВ. Итак, телевизионный ресурс, похоже, становится немаловажным для дальнейшего развития российской киноиндустрии. В том числе, благодаря сериалам, на деньги от которых также развивается база киностудий, где они снимаются. Причем процесс взаимообогащения продвигается в обоих направлениях. В сериалы уже пришли серьезные режиссеры. В этом смысле одним из открытий 2013 г. стала “Оттепель“ Валерия Тодоровского, а на этот год запланированы съемки “Тихого Дона“ Сергея Урсуляка.

По предположению Лужина, к слову, в текущем году суммарные кассовые сборы в России возрастут примерно на 10%. Но предсказать, какой будет доля отечественных фильмов, пока сложно. После успеха “Вия“, в миллиардные сборы которого изначально верили немногие, спрогнозировать результаты последующих фильмов еще более затруднительно.

Наталья Приходко

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Инвестиции государства в

Поделитесь с друзьями: