InvestFuture

Рунет полюбил бесплатное ПО для создания сайтов

Прочитали: 22

Опубликованы результаты традиционного исследования аналитического отдела RU-CENTER о распространенности серверных и клиентских веб-технологий в рунете за 2013 г. Основной предмет мониторинга — системы управления контентом (CMS).

Специалисты включили в исследование самые популярные системы для построения сайтов в рунете: WordPress, Drupal, Joomla!, MODx, "1С-Битрикс", UMI.CMS и NetCat.

Многие корпорации, телеканалы и СМИ выбрали в качестве основы для своего сайта бесплатные CMS. Взять хотя бы знаменитый портал TechCrunch, работающий на WordPress

Так, согласно мониторингу в рунете по-прежнему преобладают бесплатные CMS с открытым исходным кодом. Их доля на рынке среди узлов, работающих под одной из исследуемых CMS, составляет 87%. Коммерческие ("коробочные") CMS соответственно занимают оставшиеся 13%.

При этом аналитики отмечают важную тенденцию: за 2013 г. доля бесплатных CMS немного уменьшилась (89% — январь 2013 г., 87% — январь 2014 г.). Безусловно, это не существенное падение, однако указывает на увеличение доли "коробочных". Но можно с уверенностью сказать, что в ближайшие два-три года никакой "смены парадигмы" ожидать не стоит: в рунете сохранится безоговорочное лидерство бесплатных CMS.

Лидеры — Joomla! и WordPress: на их совокупную долю приходится 70% веб-сайтов, на которых обнаружена одна из исследуемых CMS. В течение 2013 г. между Joomla! и WordPress происходило состязание, в рамках которого каждая из этих систем пыталась занять лидирующую позицию.

К середине года WordPress нагнала соперника, а к концу — вышла на первое место. Обе эти системы хорошо известны в мире, а не только в рунете. Другие CMS из списка исследуемых также развиваются. Здесь стоит отметить "1С-Битрикс" — доля этой коммерческой CMS растет с наибольшей скоростью (среди коммерческих продуктов). Интересно, что в рунете "1С-Битрикс" опережает весьма популярный в мире Drupal (последний предлагается с бесплатной лицензией).

История вопроса

Создание сайтов в настоящее время доступно широким массам пользователей. Необходимость в собственном веб-ресурсе - неважно, для личного использования или для ведения бизнеса, - сейчас возникает часто. Это может быть и блог, страница компании, электронное СМИ, информационный или развлекательный ресурс. Некоторое время назад для создания сайта непременно требовалось нанимать программиста, верстальщика, дизайнера и т. д.
Привлечение специалистов для создания уникального веб-ресурса с определенным функционалом и внешним видом и сейчас является обычной практикой. Однако за время развития сети сформировались некоторые стилевые "каноны" для различных типов сайтов.

Стандартизация с не очень серьезными изменениями повлекла за собой создание специализированного софта с заранее запрограммированными функциями - так появились системы управления контентом или "движки". Несомненными плюсами использования данных технологий в сайтостроительстве являются быстрое "развертывание" и легкая настройка сайта, отсутствие необходимости программировать сайт "с нуля", а также отпадает необходимость в услугах программиста и часто дизайнера: "движок" сделан таким образом, что разобраться с ним под силу "продвинутому пользователю ПК". А что касается дизайна, то множество сайтов предлагают свои дизайн-шаблоны, разработанные конкретно для таких движков. При этом шаблон можно всегда поменять без необходимости переустанавливать систему или удалять данные. Контент сайта - отдельно, дизайн-шаблон - отдельно.
Увидев потенциал в развитии систем управления контентом, многие компании выпустили визуальные редакторы тем оформления. Таким образом, при желании дизайн для своего сайта можно создать самостоятельно в визуальном режиме.
Если же собственных сил не хватает, можно воспользоваться услугами дизайн-студий, многие из которых разрабатывают коммерческие дополнения (шаблоны, плагины) для "движков".
Богатый ассортимент дополнений и плагинов позволяет создать сайт любой тематики и сложности - от корпоративного сайта до фитнес-портала

Но самым привлекательным аспектом является цена вопроса. Дело в том, что многие достаточно хорошие решения для создания сайтов распространяются абсолютно бесплатно. Вспомнив народную мудрость, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, можно усомниться в качестве данной софтверной продукции. Хитрость заключается в том, что разработка систем управления контентом, бесплатных для конечных пользователей, оплачивается за счет грантов, выделяемых на разработки в области свободного программного обеспечения. И получить грант - значит постараться создать действительно отличный продукт.
Бесплатные CMS безоговорочно обладают международным масштабом, что только подтверждается их высоким проникновением в рунете.

За прошедший год доля бесплатных CMS немного уменьшилась. Действительно, в январе 2013 г. такие CMS занимали около 89%, а в январе 2014 г. их доля упала до 87%. Конечно, это не существенное падение. Более того, величина падения находится на границе погрешности, поэтому, если оценивать тенденции чуть более осторожно, нужно говорить о стабильности доли бесплатных CMS.

Тем более что от рыночного показателя доли, приближающегося к 90%, довольно странно ожидать дальнейшего роста: на рынке информационных технологий и программных продуктов такое высокое проникновение практически гарантирует падение доли в обозримом будущем.

Однако можно с уверенностью сказать, что в ближайшие два-три года никакой "смены парадигмы" ожидать не стоит: в Рунете сохранится безоговорочное лидерство бесплатных CMS с открытым исходным кодом.

Для всех исследуемых CMS за год увеличилось абсолютное число сайтов. При этом наибольшую скорость роста показал WordPress (более 60 тыс. сайтов за год).

В итоговом исследовании 2013 г. впервые опубликованы данные по миграции веб-узлов между CMS. Наиболее интенсивный обмен характерен для пар, в которых участвует Joomla!. Эта CMS в течение года выступала донором и активно теряла установки в направлении всех других систем. Например, на UMI.CMS с Joomla! перешли 242 веб-ресурса, а в обратном направлении — только 101. Наибольшее число дополнительных установок от Joomla! досталось WordPress (более 3,5 тыс.).

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Рунет полюбил бесплатное

Поделитесь с друзьями: