InvestFuture

"Тощий Баккен", или 5 проблем американского сланца

Прочитали: 313

Сланец стремительно превращается в одну из главных экономических проблем США. Хорошо иллюстрируют ситуацию сообщения с главного месторождения страны, Баккена, расположенного в Северной Дакоте. Посмотрим, что здесь за последние годы изменилось к худшему (в экономическом плане, оставив в покое экологию).

1. Эффективность скважин падаетЭффективность добычи сырья на месторождении стремительно снижается. За два с небольшим года производство в пересчете на одну скважину упало на 11%. В абсолютных цифрах добыча выросла на 79%, но лишь за счет увеличения количества скважин. На таком фоне игроки начинают задумываться о переходе на другие сланцевые формации. Некоторые компании выступают в защиту Баккена. Руководство Continental Resources объявило, что месторождение будет обеспечивать Америку сырьем еще "несколько десятилетий". Но никто не спорит с тем, что взрывных темпов роста добычи, наблюдавшихся в 2011-2013 гг., мы уже не увидим. По оценкам Международного энергетического агентства, разработчикам нефтегазовой формации Bakken в 2014 г. придется пробурить около 2500 новых скважин, чтобы сохранить добычу на уровне 1 млн баррелей в день. Для сравнения: компаниям, которые разрабатывают традиционные месторождения в Ираке, для поддержания такого же уровня добычи в текущем году потребуется пробурить всего 60 скважин.

2. Запрет на экспорт сырья - катастрофа для сланца Еще одно заявление руководства Continental Resources: производить сланцевое сырье можно, но в текущих условиях у индустрии нет долгосрочной перспективы. Запрет на экспорт был введен еще в 70-х гг., и до сих пор Америка не хочет от него отказываться. Политики объясняют это желанием добиться энергетической независимости США. Однако сложившаяся динамика уже негативно отразилась на сырьевых ценах. Если производство на сланцевых месторождениях будет и дальше расти, а вывозить продукцию из страны не разрешат, ситуация усугубится. "Мы уже чувствуем негативное влияние на разведку и добычу," - утверждает глава Continental Resources Рик Ботт.

3. Затраты на разработку окупаются только при $60-80 за баррель! Это удивительно, но разработка Баккена и других крупных сланцевых месторождений подсадила США на ту самую "сырьевую иглу", о которой так модно спорить в России. Америка сегодня зависима от котировок нефти. Все дело в том, что, например, производство сырья на традиционных месторождениях Ирака окупается уже при $20 за баррель. А вот "золотая нефть" с Баккена принесет добывающей отрасли прибыль только при $60-80 за бочку. Эксперты МЭА прогнозируют, что затраты американских нефтедобытчиков к 2035 г. составят более $2,8 трлн, объемы добычи по сланцевым месторождениям при этом достигнут своего пика в 2025 г. По оценкам МЭА, расходы стран Ближнего Востока за этот же период будут более чем в три раза ниже, а объемы добытой нефти – в три раза больше.

4. Инвесторы по-прежнему ставят на сланец Несмотря на все риски, связанные с добычей сланцевого сырья, американские компании по-прежнему окружены вниманием инвесторов. Пример одного из крупнейших игроков, Chesapeake, который вынужден был списать часть активов, "заигравшись" со сланцем, лишь вершина айсберга. Ситуация, в которой бизнес готов вкладывать деньги в индустрию, не способную поддерживать показанные однажды темпы роста, ни к чему хорошему не приведет. Не говоря уже о том, что на фоне такой поддержки гораздо выгоднее выкачивать последние соки из Баккена без оглядки на экологию, чем переводить свои мощности в другие районы.

5. Поезда под откос История последних дней: эксперты обращают внимание на перебои в поставках сланцевой нефти с Баккена. Дело в том, что существенный объем этого сырья, около 800 тыс. баррелей в день, доставляется по железной дороге. И после нескольких аварий Департамент транспорта США заставил производителей сырья обратить внимание на вопросы безопасности. Ограничена транспортировка нефти в незащищенных вагонах. Но закупка тысяч специальных вагонов, способных поддерживать высокое давление, не представляется возможной из-за неминуемого роста затрат на логистику. Найден компромисс: маркировка на вагонах будет соответствовать их содержанию, чтобы пожарные знали, с чем имеют дело, а компании обязуются следить за правилами безопасности. Но основная проблема не решена. И трудно представить, сколько должна стоить нефть, чтобы игроки с Баккена раскошелились на новые железнодорожные составы.

Святослав Бочаров

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
 quot;Тощий Баккен

Поделитесь с друзьями: