InvestFuture

Сколько стоит Черноморский флот России

Прочитали: 83

Роль Черноморского флота России, которому ранее грозили списанием, актуализировалась на фоне обострившегося политического кризиса на Украине. При этом вопрос об адекватности “цены” ЧМФ в Москве, Киеве и Севастополе, где базируется флот, трактуется по-разному.

На фоне последних потрясений на Украине внимание к Черноморскому флоту России, базирующемуся в Крыму, неизбежно усилилось. При этом представители украинской оппозиции, пришедшей к власти в Киеве в результате госпереворота, выступают за незамедлительный вывод ЧМФ.

На днях к ним присоединилась и лидер партии “Батькивщина”, экс-премьер Украины Юлия Тимошенко. Призвав “убрать” Черноморский флот, ставший, по ее определению, очагом военной нестабильности на территории Украины, Тимошенко высказалась за денонсацию харьковских соглашений. Этими соглашениями, подписанными в 2010 г., предусматривалось продление срока аренды Севастопольской базы ЧМФ с 2017 г. по 2042 г. с возможной последующей пролонгацией еще на пять лет.

Между тем, как заявил “Вести Экономика“ депутат Севастопольского горсовета Сергей Смольянинов (он приобрел известность в декабре прошлого года после призыва к президенту РФ Владимиру Путину ввести российские войска на Украину – тогда подобное заявление еще выглядело новостью), дальнейшее пребывание ЧМФ на полуострове служит для здешнего населения залогом политической и экономической стабильности. “Я гражданин Украины, живу в Крыму, и как многие его жители думаю и говорю на русском языке. И, конечно, меня беспокоит то, что к власти в Киеве пришли радикалы, активно продвигающие националистические лозунги. Пока ЧМФ остается в Севастополе, мы можем спать спокойно”, - признал Смольянинов. Как он попутно заметил, присутствие ЧМФ также важно, с точки зрения глобальной безопасности, поскольку известно, что украинские ВМС значительно уступают российским в боеготовности.

Разумеется, все относительно. В сравнении с другими российскими флотами, Черноморский, пожалуй, укомплектован на сегодня самыми старыми судами. И к тому же, он находится в Черном море, выход из которого через пролив Босфор может быть заблокирован Турцией, уточнил замгендиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Впрочем, констатировал он, в последнее время ситуация с оснащением флота стала улучшаться.

В феврале на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге была заложена четвертая, “из черноморской серии”, дизель-электрическая подводная лодка “Краснодар“ проекта 636,3. Подлодки этого проекта за свою бесшумность получили на рынке прозвище “черная дыра“. Подлодка “Новороссийск“ первая из четверки, предназначенной для ЧМФ, была спущена на воду в конце прошлого года и сейчас проходит испытания. А в феврале 2012 г. на ”Прибалтийском судостроительном заводе “Янтарь“ состоялась закладка фрегата “Адмирал Макаров” проекта 11356, которому, наряду с “Адмиралом Григоровичем“ и “Адмиралом Эссеном“, также предстоит пополнить корабельный состав ЧМФ. В числе новых поступлений в 2013-2014 гг. значатся и три новейших противодиверсионных катера проекта 21980 типа “Грачонок“, активно задействованных для обеспечения безопасности зимней Олимпиады в Сочи.

Однако, возраст подавляющего большинства из более, чем трех десятков, судов превышает 20 лет. А большой десантный корабль “Саратов“, который на днях вернулся из средиземноморского похода, и вовсе вступил в строй в 1966 г. Так, может, и для России было бы разумнее “убрать” и перестать тратить деньги на содержание устаревшего и ставшего декоративным, по мнению некоторых аналитиков, флота? Или, хотя бы перебазировать его в Новороссийск, исключив, тем самым, необходимость ежегодных платежей Украине за аренду Севастопольской базы в сумме до 98 млн долларов США?

Но Новороссийский порт является торговым, он итак достаточно загружен, ответил первый зампред комитета по обороне Госдумы РФ Сергей Жигарев. Исторически, указал он, домом для российского Черноморского флота служит Севастополь. Тогда как сам ЧМФ, наряду с прочим, представляется значимым элементом обозначения российской государственности как во внешней, так и во внутренней политике. И если киевские политики задумают пересмотреть харьковские соглашения, которые были подписаны президентами и ратифицированы парламентами России и Украины, это может спровоцировать волну денонсации ряда других договоренностей, в том числе Будапештских 1994 г., гарантировавших суверенитет и территориальную целостность Украины, не исключил Жигарев.

Последние решительные действия Москвы на украинском направлении, очевидно, и были ориентированы на то, чтобы в зародыше пресечь мысль о дестабилизации ситуации вокруг ЧМФ и каких-либо последующих изменениях в его судьбе, вопреки действующим договоренностям, подчеркнул председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике РФ, главный редактор журнала “Россия в глобальной политике“ Федор Лукьянов. Причем, считает он, у России достаточно возможностей для недопущения нежелательного сценария.

Кстати, именно из-за отсутствия уверенности в стабильных перспективах флота, в значительной мере, тормозилось его развитие. Хотя роль ЧМФ актуализировалась в последнее время, в условиях возрастающей геополитической значимости данного региона, в целом. “Если мы намерены и далее сохранить здесь традиционное влияние России, то должны озадачиться, в том числе усилением флота. Как показывает опыт последних более, чем 20 лет новейшей российской истории: если вы не хотите заниматься внешней политикой, она займется вами”, - сформулировал председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике РФ.

Что же до стоимости аренды Севастопольской базы для ЧМФ, то, по его оценке, она достаточно не велика. Правда, и здесь все относительно. К примеру, сооружение тех же фрегатов для ЧМФ, по данным главного редактора журнала “Экспорт вооружения“ Андрея Фролова, обходится в 15 млрд руб ( более 410 млн долларов США). И, следовательно, около одной четвертой части этой суммы можно приравнять к упомянутым арендным платежам. Тогда как для Украины, чей долг перед “Газпромом“ приближается к 2 млрд долларов США, обозначенная цифра, вроде бы, невысока. Но, с другой стороны, в феврале Киев сумел оплатить из январской задолженности за газ всего 191 млн. долларов США (Напомним, оплата за аренду Севастопольской базы ЧМФ производится в рамках расчетов за поставляемое Россией “голубое топливо“).

У полуострова же свои мерки. Конечно, хотелось бы, чтобы город Севастополь и автономная республика Крым, где, собственно, и базируется ЧМФ, получали бы большую долю от платежей Москвы – пока им от Киева достаются копейки, рассказал Смольянинов. Наверное, поступающие средства следовало бы поделить более справедливо, согласился Сергей Жигарев. Так, например, в России, напомнил он, поступавшие за захоронение радиоактивных отходов в Красноярске-24 деньги делилась пропорционально между названным закрытым городом, Красноярским краем и РФ.

В оперативном режиме вдруг взять и изменить соответствующую схему оплаты, регламентированную двусторонними договоренностями, нельзя, возразил Федор Лукьянов. Но в дальнейшем, добавил он, в случае, если нынешние украинские коллизии приведут к утверждению федеративного или конфедеративного устройства страны, к этому вопросу можно будет вернуться.

Крым всегда добивался расширения финансирования , подтвердила замминистра экономики автономной республики Ирина Прохоренкова. По ее определению, для полуострова 98 млн долларов США (около 1 млрд грн.) весомая величина, которая составляет одну четвертую часть от общей суммы, требующейся на восстановление здешней инфраструктуры.

Наталья Приходко

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Сколько стоит

Поделитесь с друзьями: