InvestFuture

Новый век кланового капитализма

Прочитали: 330

Политика и бизнес практически не могут существовать порознь в масштабах государства. Но степень вовлеченности бизнеса в политику или политики в бизнес различается очень сильно. В некоторых странах активный симбиоз оборачивался большими проблемами, а где-то такое положение дел считается нормой.

Когда режим Виктора Януковича рушился на Украине, протестующих людей можно было заметить у лондонского элитного жилого комплекса One Hyde Park, где проживает самый богатый человек Украины и сторонник старого режима Ринат Ахметов. “Усмирите вашего любимца”, - громко скандировали демонстранты.

На Украине вот уже много лет в государственной жизни доминируют олигархи. Но слишком близкие отношения политиков и бизнесменов имеют место и в других развивающихся странах. Выборы в Индии в апреле-мае будут своего рода референдумом на десятилетний период кланового капитализма. Премьер-министр Турции оказался в центре громкого скандала вокруг строительных компаний, о чем свидетельствуют его телефонные разговоры, выложенные на YouTube. Китайский президент Си Цзиньпин 5 марта поклялся “безжалостно” бороться с коррупцией, пытаясь таким образом успокоить растущее общественное недовольство.

В прошлом году 182 тыс. чиновников были наказаны за взятки (увеличение на 40 тыс. по сравнению с 2011 г.), пишет британский журнал The Economist.

Так же как в Америке на рубеже XX века, новый средний класс демонстрирует свое влияние, правда сегодня это происходит уже на глобальном уровне. Люди требуют, чтобы политики не набивали себе карманы, а промышленные магнаты честно и открыто конкурировали. Сегодня на наших глазах происходит революция по сохранению капитализма от капиталистов.

“Поиск ренты” (rent-seeking) - стремление монополистов добиться с помощью правительства передачи дохода поставщику ресурса за чужой счет или за счет общества. К “рентоориентированному поведению” относится мошенничество, взяточничество, отсутствие конкуренции, слабое регулирование и передача государственных активов в частные руки по неоправданно низким ценам.

“Люди со связями” сколачивают огромные состояния, с тех пор как политики получили возможность выдавать выгодные лицензии, разрешения и контракты своим “друзьям”. В Америке “рентоориентированное поведение” достигло апогея в конце XIX века, после чего последовала продолжительная и частично успешная борьба с баронами-разбойниками. Антитрестовское законодательство разделило монополии, включая принадлежащую Рокфеллеру компанию Standard Oil. Поток взяток сенаторам резко сократился.

В развивающемся мире последние 25 лет были отличным временем для “рентоориентированного поведения”. Резко взлетевшие цены на недвижимость обогатили девелоперов, которые получали от правительства различные разрешения для осуществления проектов. Бум на сырье взвинтил цены на нефтепромыслы и шахты, которые тесно работали с госструктурами.

Крупномасштабные приватизационные кампании позволили олигархам получить государственные монополии и активы за бесценок. Связь между политикой и бизнесом хорошо видна в Китае, где треть миллиардеров - члены Коммунистической партии.

Источник: МВФ, Forbes, The Economist

Капитализм с “рентоориентированным поведением” не просто несправедлив, но и опасен для долгосрочного роста. The Economist создал индекс кланового капитализма (Crony-Capitalism Index), который определяет уровень коррупции в различных странах мира. Он также выявляет сектора экономики, которые больше всего зависят от правительства (в первую очередь горнодобывающий, нефтегазовый, банковский и игорный сектора) и следит за размером богатства миллиардеров (используя рейтинг Forbes) из этих секторов по отношению к объему экономики.

Богатые страны имеют достаточный хороший показатель по Crony-Capitalism Index, но это не причина для самоуспокоенности. Во время программы спасения банков огромное количество средств было переведено финансистам; лоббисты тогда имели слишком много влияния, особенно в Америке; сегодня онлайновые предприниматели могут стать завтрашними монополистами.

Однако наиболее острая проблема в развивающемся мире, где размер богатства миллиардеров в рентоориентированных секторах по отношению к ВВП в два раза выше, чем в богатом мире. Украина и Россия (где наиболее привлекательные активы во время приватизации получили “свои люди”) занимают соответственно четвертое и второе место в индексе. Бум в Азии также обогатил олигархов в зависимых от государства секторах: Гонконг занимает первую строчку в индексе.

Тем не менее пик “рентоориентированного поведения” возможно завершается, и завершается он по трем причинам. Во-первых, сегодня правила намного сложнее игнорировать, чем раньше, а правительства стараются сделать свои страны богаче, а народ более счастливым.

Во-вторых, меняется финансовое стимулирование бизнеса, а доля богатства миллиардеров в “ренториентированных секторах” в развивающих экономиках уменьшилась с 76% в 2008 г. до 58% в 2014 г. И последнее основание для оптимизма: меняется стимулирование политиков. Рост экономики резко замедлился, и необходимо проводить важные реформы, которые делают экономику более открытой и свободной.

Однако предстоит еще сделать очень многое. Правительства должны быть более активными в регулировании монополий, в поощрении конкуренции, открыто и справедливо продавать государственные активы, и постоянно бороться с взяточничеством. Бум, который создал новый класс олигархов, также создал его врага – новый образованный средний класс, который требует перемен.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Новый век кланового

Поделитесь с друзьями: