InvestFuture

ВШЭ: климат в сфере услуг становится неблагоприятным

Прочитали: 32

Деловой климат в сфере услуг в I квартале 2014 года

Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» представляет информационно-аналитический материал о деловом климате в сфере услуг в I квартале 2014 г. и ожиданиях предпринимателей на II квартал. В обзоре использованы результаты ежеквартальных выборочных опросов руководителей около 5.7 тыс. организаций различных видов экономической деятельности, оказывающих услуги, из всех регионов России, проводимых в ежеквартальном режиме Федеральной службой государственной статистики.

Результаты проведенного обследования выявили очевидный спад деловой активности на рынке услуг по сравнению с IV кварталом предыдущего года. Балансы мнений предпринимателей относительно изменения большинства ключевых индикаторов деятельности сервисных организаций характеризовались выраженными отрицательными значениями.

Основным фактором, определившим развитие негативных тенденций, стало заметное сужение потребительского спроса, следствием чего явилось сокращение клиентуры и стоимости оказанных услуг, а также резкое уменьшение объема полученной прибыли. Продолжилось сокращение численности занятых в сервисной сфере, снижение конкурентного потенциала и ухудшение экономического положения организаций. Относительно позитивной на этом фоне выглядит ситуация с ценами на услуги, рост которых в I квартале текущего года был весьма сдержанным.

Перечисленные тенденции в значительной степени определяются продолжением традиционного зимнего ухудшения конъюнктуры на рынке услуг . Однако, даже учитывая сезонный аспект, нельзя не заметить негативного вектора развития ситуации в анализируемом сегменте экономики. Об этом свидетельствует, в частности, динамика основного результирующего композитного индикатора исследования – индекса предпринимательской уверенности (ИПУ).

Во второй половине 2013г. ИПУ при сохранении выраженного сезонного профиля двигался по понижательной траектории, а в последние два квартала закрепился в зоне отрицательных значений(-2%) . Такая динамика дает основания говорить о преобладании неблагоприятного делового климата в сфере услуг и появлении признаков перехода отрасли к стагнационному сценарию развития. К такому выводу пришли эксперты Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета Высшая школа экономики.

В I квартале 2014 г. наблюдалось существенное снижение спроса на оказываемые услуги и объема предоставляемых услуг. Балансы оценок изменения указанных показателей снизились по сравнению с предыдущим кварталом на 12 и 11 п. п., опустившись до ярко выраженных отрицательных значений (-18) и (-19)% соответственно.

При этом, согласно мнениям предпринимателей, снизилась востребованность практически всех видов услуг – как испытывающих воздействие сезонного фактора, так и «круглогодичных». Единственным исключением стал сегмент страхования, однако темпы роста спроса на эти услуги были минимальными за два года проведения обследований (баланс мнений составил +4%).

Снижение объема оказанных услуг обусловило негативную динамику финансовой составляющей – баланс оценок изменения прибыли снизился на 8 п.п. до значения (-19)%. В разрезе видов экономической деятельности показатель варьировал от (-32%) в сегменте оказания санаторно-курортных услуг до +2% в сегменте страхования.

Сокращение численности занятых в сфере сервиса происходило теми же темпами, что и в предыдущем квартале. Баланс оценок изменения показателя составил (-6)%, изменяясь от (-11)% в туристических фирмах до нуля в страховых и риэлтерских компаниях.

Согласно мнениям респондентов, значительной инфляции в сфере услуг в I квартале текущего года не наблюдалось. Баланс оценок изменения тарифов составил +2%, при этом 85% респондентов сообщили о сохранении расценок на уровне IV квартала 2013 г. Наиболее существенно подорожали стоматологические и риэлтерские услуги (балансы достигли +9 и +5%) при снижении цен на услуги ломбардов, санаторно-курортных учреждений и рекламных агентств – балансы составили (-5)%, (-3)% и (-3)% соответственно.

Ухудшение операционных показателей деятельности отразилось и на экономическом положении сервисных организаций. В I квартале 2014 г. 17% респондентов оценили его как неблагоприятное (в предыдущем квартале такого мнения придерживались 14% участников опроса). Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) имел положительное значение в 3 из 14 наблюдаемых видов услуг. Таким образом, можно констатировать, что благоприятный деловой климат в I квартале текущего года сохранился только в страховании, оказании услуг связи и культурно-развлекательной деятельности.

При этом нельзя не отметить, что в самом благополучном сегменте сервисной сферы – страховании – степень уверенности предпринимателей постепенно снижается: в годовом интервале ИПУ потерял 9 п.п.

В наиболее тяжелой ситуации, как и в предыдущем году, находились организации по ремонту бытовых изделий и предметов личного пользования (на протяжении двух с лишним лет проведения обследований ИПУ в этом сегменте сферы услуг ни разу не достигал положительных значений) и предприятия пассажирского транспорта (ИПУ в отрицательной зоне третий квартал подряд).

В круг ключевых проблем, лимитирующих развитие бизнеса в сфере сервиса, предприниматели неизменно включают финансовые и спросовые ограничения. Недостаток финансовых средств сохранил «лидерство» и в I квартале текущего года (на его негативное влияние указали 40% предпринимателей).

Доля респондентов, считающих основным ограничивающим фактором недостаточный спрос на оказываемые услуги, выросла с 37 до 39% в течение квартала. Высокую фискальную нагрузку отметили более трети участников опроса.

Комментарий эксперта

Директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:

Макроэкономическая ситуация в стране в начале текущего года не дает поводов для оптимизма. С одной стороны, имеет место замедление роста и даже снижение (в январе с.г.) реальных располагаемых денежных доходов населения , которое усугубляется повышенным уровнем кредитной нагрузки для части населения.

В структуре кредитов российских заемщиков преобладают потребительские займы под высокие проценты, на обслуживание которых значительная доля населения тратит около половины своих доходов. На объективное снижение платежеспособности накладывается определенная неуверенность в перспективах – как развития экономики в целом, так и личного финансового положения, подогреваемая ослаблением национальной валюты, негативными процессами в мировой экономике и возможными геополитическими рисками.

Все эти факторы заставляют население придерживаться сберегательной модели поведения, которая ведет к отказу от приобретения многих видов необязательных услуг или, в лучшем случае, к ограниченному пользованию ими. В результате происходит сжатие потребительского спроса, на устойчивости которого базируется благополучие сервисных организаций.

С другой стороны, сфера услуг не может не реагировать на общий фон охлаждения экономики и стагнационную модель поведения промышленности и строительства. Многие сервисные организации испытывают ценовое давление, связанное с ослаблением рубля, не имея при этом возможности повышать расценки на услуги из-за низкого платежеспособного спроса. В результате наблюдается застой во многих сегментах сферы сервиса, особенно в деятельности, связанной с предоставлением необязательных услуг.

Безусловно, ухудшение экономической конъюнктуры в сервисном секторе в значительной степени объясняется также сезонным фактором. К сожалению, короткие временные ряды данных настоящего исследования не позволяют провести сезонную корректировку, с учетом которой результаты были бы более позитивными.

Прогноз на II квартал 2014 г, сформированный на базе обобщенных мнений участников обследования, выглядит достаточно благоприятно и предполагает некоторое оживление активности в сфере сервиса. Однако необходимо учитывать наличие излишнего оптимизма, который, как показывает историческая практика проведения конъюнктурных обследований, присущ респондентам, в том числе из сферы услуг, при оценке краткосрочных перспектив деятельности своих организаций.

Сфера услуг является одной из самых социально ориентированных среди базовых отраслей экономики страны. И главное даже не то, что результатами ее деятельности пользуется непосредственно население страны, а то, что в данной отрасли находит работу и, соответственно, денежные доходы довольно многочисленная часть населения, в том числе не имеющая ярко выраженного специального профессионального образования.

Для данной категории населения сфера услуг является чуть ли не единственным источником получения доходов, особенно это характерно для большинства «малых» городов России, которые не располагают большим количеством производственных структур для обеспечения занятости. Поэтому одной из главных задач государства является внедрение законодательных и институциональных инициатив, направленных на обеспечение благоприятного бизнес-климата в сфере услуг и поддержания позитивного тренда развития отрасли.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
ВШЭ: климат в сфере

Поделитесь с друзьями: