InvestFuture

Туриндустрия: банкротства, демпинг и "фонд спасения"

Прочитали: 25

Создание компенсационного фонда для оказания экстренной помощи российским туристам за рубежом не приведет к ощутимому удорожанию туров, считают участники рынка. По их мнению, в целом новые "защитные" меры должны улучшить ситуацию в отечественной туриндустрии, переживающей кризисный период.

Компенсационный фонд на случай форс-мажоров

На днях Госдума РФ приняла поправки к закону "Об основах туристической деятельности", направленные на стабилизацию ситуации в отрасли. После январского банкротства одного из старейших российских операторов "Ланта-тур", жертвами которого стали тысячи выехавших за рубеж российских туристов, представители отечественной туриндустрии заговорили о возможной последующей череде банкротств компаний, не устоявших под напором демпинговой волны. И хотя недавняя скандальная история с "Идеальным миром" не вполне вписывается в общий сюжет (его клиенты оказались в отнюдь не идеальных обстоятельствах в результате мошенничества руководства компании), но служит дополнительным доказательством того, что положение дел в отрасли тоже далеко от идеального.

Принятыми, в результате активного согласования между представителями властных и бизнес-структур, поправками, в частности, предусмотрено создание компенсационного фонда, за счет средств которого будет обеспечиваться защита интересов тех российских туристов за рубежом, которые оказались в форс-мажорной ситуации вследствие стихийных бедствий или несостоятельности операторов. Участие в фонде станет обязательным для игроков рынка, которым предстоит отчислять в него до 0,1% с оборота (но не менее 100 тыс. руб.) плюс 0,05% на содержание аппарата. Как сообщил "Вестям Экономике" вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрий Барзыкин, общий объем фонда может составить до 300 млн руб. Этого достаточно для оказания содействия в возвращении в страну примерно 15 тыс. туристов. Единовременно за рубежом отдыхает порядка 20-30 тыс. россиян, но одномоментное банкротство всех отечественных туристических компаний, конечно, невозможно. Вследствие отчислений в фонд дополнительная нагрузка на одну путевку возрастет на 30-35 руб.

Но в итоге туристы, наконец, смогут быть уверены в том, что более не окажутся брошенными на произвол судьбы за границей при возникновении неких не зависящих от них затруднений. "Раньше же все недоумевали, почему российских туристов незамедлительно выселяют из зарубежных отелей в случае перебоев с оплатой от туроператора, а английских, скажем, нет? Тогда как в Великобритании и многих других странах подобные фонды действуют уже не одно десятилетие", - напомнил Барзыкин. В нашей же стране, продолжил он, сходная защитная схема действует и в банковской сфере, где предусмотрены госгарантии для вкладов до 700 тыс. руб.

Помимо прочего, оговорено, что правительство РФ будет вправе уменьшить взносы на следующий финансовый год, если в предыдущем выплаты из фонда не производились. Также впервые для отечественной туриндустрии предусмотрены налоговые льготы: поступление и расходование средств фонда не будут облагаться налогом. До сих пор же, к примеру, с суммы возмещения, представлявшегося туристам, взимался НДФЛ.

Поспособствовать стабилизации ситуации в туриндустрии также призвано доведение размера фингарантий для операторов, годовой оборот которых превышает 250 млн руб., до 12% от объема реализации (до 30 млн руб. – для компаний с годовым оборотом менее 250 млн). То есть планка повышается для крупных компаний, в первую очередь способных оказаться в зоне риска. При этом операторов обяжут указывать на сайте перечень турагентств, с которыми они работают (и наоборот), а для агентств вводится уведомительный характер регистрации.

Нагрузка на туркомпании увеличится?

В результате реализации этих новшеств нагрузка на российские туристические компании, конечно, увеличится. И пока не все добросовестные операторы радуются тому, что им, фактически, придется оплачивать "грехи" неуспешных или недобросовестных коллег, констатировал вице-президент РСТ.

"Дополнительные затраты на новые защитные меры будут достаточно ощутимы для компаний. Однако, если клиенты не уверены в том, что их интересы, в случае форс-мажора, будут защищены, неизбежна дискредитация самого туристического бизнеса", - рассказала "Вестям Экономика" директор по маркетингу компании "Совекс-Тревел" Наталья Ротмистрова.

Впрочем, главное, добавила она, обеспечить создание таких условий на рынке, которыми исключалась бы возможность возникновения чрезвычайных ситуаций из-за банкротства компаний, ставших жертвами демпинговых игр. В частности, операторы вынуждены прибегать к демпингу вследствие неурегулированных отношений между крупными авиаперевозчиками. Для заполнения избыточных авиарейсов им приходится снижать стоимость туров. При этом преодолению демпинговых схем порой препятствуют и туристы, которые однажды воспользовались дешевым туром и полагают, что и далее смогут путешествовать за копейки.

В результате доходит до курьезов, когда клиент, допустим, выложивший все деньги за удешевленный тур с проживание в пятизвездочной гостинице на острове Бали, вынужден просидеть отпуск в отеле, делая лишь вылазки за едой в дешевые забегаловки, привела пример директор по маркетингу компании "Совекс-Тревел".

Как изменятся цены на путевки?

Гендиректор компании "Пантеон" Анатолий Гаркушин, приветствуя создание компенсационного фонда, также заметил "Вестям Экономика", что преодолению дестабилизирующей рынок демпинговой практики это вряд ли поможет. Напротив, теперь иные туроператоры, зная о том, что в случае экстренной ситуации их клиентов доставят домой за счет средств из "общего котла", станут действовать более рискованно и менее ответственно. Что в итоге может привести к увеличению дефолтов туркомпаний, предположил Гаркушин.

Так или иначе, поспособствуют ли предложенные новации (их реализацию планируется начать с 2013 г.) преодолению кризисных тенденций в отрасли и дальнейшему ее развитию, покажет время. В текущем же году, по словам Ротмистровой, прогнозируется, что выездной турпоток из России вырастет примерно на 7-10%, при этом путевки подорожают на 5-7%.

Туры на майские праздники продавались достаточно успешно, и сейчас идет активная реализация летних путевок. В итоге можно ожидать увеличения потока туристов из России на 10-12% при росте цен на туры до 8-10%, подчеркнул Барзыкин.

Но обычно, если майские праздничные туры распродаются успешно, далее клиенты менее охотно едут за рубеж. Сейчас, например, недельные туры на Крит на 10-12 мая предлагаются за 170 евро, уточнил Гаркушин. По его мнению, в текущем году ни объем потока, ни цены не вырастут - для этого нет практических оснований. В 2011 г., напомним, число россиян, выехавших на отдых за рубеж, увеличилось на 15% после рекордного посткризисного роста на 32% в 2010 г.

Наталья Приходко

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Туриндустрия:

Поделитесь с друзьями: