InvestFuture

Бенш: Киев может еще заработать

Прочитали: 44

Украина еще имеет шанс на быстрое спасение: чтобы "остаться на плаву", Киев может прибегнуть к продаже газотранспортной системы. В долгосрочной же перспективе существует масса возможностей поднять экономику, а не уповать на помощь России или Европы. Своим мнением в интервью телеканалу "Россия 24" делится управляющий директор компании Pelicourt Роберт Бенш.

Возможен ли технически реверс газа на Украину со стороны 4-х европейских государств: Венгрии, Румынии, Польши и Словакии?

Реверсные поставки из четырех стран, которые вы только что назвали, являются возможными. Сейчас наибольшие поставки идут из Германии через Венгрию: RWE в прошлом году импортировала в Украину примерно 2,5-3 млрд кубометров. Кроме того, у компании есть контракт на то, чтобы довести этот показатель до 5 млрд кубометров. Этот контракт был подписан примерно 1,5 года назад бывшим министром энергетики Украины Юрием Бойко, который позже стал вице-премьер-министром Украины. По настоящее время продолжаются попытки по увеличению объема данных поставок через Румынию, Чехию, Венгрию. Такая возможность существует, поскольку хранилища этих стран все еще обладают запасом производственных мощностей. Когда это может произойти? Это может произойти в период до октября, поскольку показатели запасов являются высокими, и их первоначальное назначение - это зимний отопительный сезон.

Вопросы, связанные с Газпромом, это экономические вопросы. Газпром хочет получать положенную ему оплату. Я не стану говорить, что Газпром совсем не беспокоится о геополитических аспектах, связанных с реверсными поставками, но все-таки основным в отношениях Газпрома и Украины является экономический аспект. И если Газпром будет получать согласованную оплату по согласованным объемам, то не должно возникать проблем, связанных с поставками газа на Украину из других стран.

Существуют ли механизмы реформирования газотранспортной системы Украины? Какие?

Самым основным и, на мой взгляд, наиболее успешным способом модернизации газотранспортной системы Украины, как с точки зрения экономики, так и с точки зрения эффективности работы, может быть только решение на долгосрочную перспективу. Я думаю, что такое решение подразумевает улучшение работы Укртрансгаза, найм западных европейских управленческих специалистов, выведение компании на международные биржи Лондона или Нью-Йорка, продажа половины компании через публичную оферту. Это может принести от 15 до 25 миллиардов долларов. Эти деньги могут быть использованы для выплаты долгов Украины перед Россией, для модернизации газотранспортной системы. И это будет благоприятным решением для Европы, и для России, однако это сложное решение. Исторически Украина рассматривает газотранспортную систему в качестве стратегического актива. Я не согласен с этим.

Я считаю, что стратегическим активом Украины являлись порты, которые находятся в Крыму и которые перешли в российскую собственность. Однако с точки зрения Украины эти порты являются спорной собственностью. Но, тем не менее, по факту Украина потеряла свой единственный стратегический актив. Теперь, единственный актив, который Украина может продать за значительную сумму денег, обеспечив выгоду Европе и России, - это газотранспортная система, продажа половины газотранспортной системы.

Приемлема ли цена на газ от Газпрома для Украинской промышленности или потребуются дополнительные субсидии в промышленность? Подъёмна ли она для населения?

485 долларов - это слишком высокая цена для любой страны, хоть для Украины, хоть для США. Порядок цен в 485-400 или 385 долларов является слишком высокой для любой страны, которая, однако принесет выгоду любому производителю нефтегазовой отрасли. Для промышленности эта цена будет подъемной. Этот ценовой уровень сделает представителей промышленности более экономными, они будут более эффективно распределять свои мощности.

Что касается розничных потребителей, то для них это означает значительное повышение цены, и им придется гораздо более внимательно подойти к вопросу использования энергии. Украина должна использовать эту ситуацию, как мне кажется. При таких порядках цен в 385-485 долларов страна должна сделать все возможное для привлечения в страну как можно большего числа нефтегазовых компаний, диверсифицировать поставки энергоресурсов. Стране нужно использовать этот показатель в 485 долларов в качестве способа для привлечения дополнительных инвестиций в страну вместо того, чтобы жаловаться на слишком высокие цены.

Ваша последняя статья называется «Самый прибыльный газ в мире». Поясните, пожалуйста, что вы имели в виду?

Все очень просто. Сейчас нет цены на газ выше, чем на Украине. Сейчас она варьируется между 385 и 485 долларами, в зависимости от используемых аргументов - российских или украинских. Если конвертировать цены в 385 долларов в американские показатели, то получается примерно 13-14 долларов за тысячу кубических футов (Mcf) . Сейчас это наиболее выгодное место для работы инвесторов из-за исключительно высокой цены на газ, из-за обширной ресурсной базы.

Украина считалась крупнейшим производителем газа в 70-е годы, но когда были открыты запаса в Сибири, все мощности и ресурсы были переведены из Украины в Сибирь. И я считаю, что некоторые мощности должны вернуться на Украину, поскольку стране нужен газ, ей нужны инвестиции, в стране работают очень хорошие специалисты, там есть много небольших, но очень успешных независимых операторов. И если вернуть в страну больше обслуживающих мощностей, то это приведет к резкому росту успешности нефтегазового бизнеса.

В качестве примера я привел сланцевые технологии. В 2003 году сланцевых технологий почти не было в США, и цены на газ составляли 350 долларов. Сейчас цены на газ находятся в диапазоне 125-200 долларов на фоне успеха сланцевых технологий. На Украине нет потенциала к такому же успеху сланцев как в США, но зато на Украине есть масса неразработанных нефтегазовых ресурсов. И текущие цены на газ могут сделать страну наиболее прибыльным местом для работы в данном секторе.

Каковы перспективы сланцевых проектов на Украине? Насколько они могут быть рентабельны?

Пока это не определено. Дело в том, что сланцевые ресурсы очень тяжело добывать. Это очень успешный ресурс при высоких ценах на газ и низкая стоимость обслуживания и добычи. Пока на Украине сланцевые ресурсы не добываются. Компании Shell и Chevron объявили о двух масштабных проектах, но пока они ничего не сделали в области добычи сланцевых ресурсов. И я не думаю, что эти компании будут делать что-то в области сланцевых ресурсов в течение некоторого времени. Так что только время покажет, будут ли сланцевые проекты успешными на Украине.

Успех сланца в США связан с большим количеством сервисных компаний и независимых производителей, которые занимаются сланцевыми ресурсами. Если посмотреть на показатели добычи, то они сильно выросли за 3-4 года, а потом они упали, поскольку только определенные сланцевые ресурсы могут быть разработаны, а также на фоне экономических - ценовых - соображений. В долгосрочной перспективе есть шансы на разработку месторождений на Украине, которые уже разрабатывались, но не слишком эффективно. Можно увеличивать эффективность таких месторождений, и это даст увеличение добычи на Украине, и не обязательно для этого понадобятся сланцевые технологии.

Можете добавить что-нибудь.

С нефтегазовой точки зрения Крым - это потеря. Крым добывает 2 млрд кубометра в день и потребляет 2 млрд кубометра в день. Но что более важно, так что это, что в долгосрочной перспективе потеря Крыма для Украины означает утрату потенциала Черного моря. Целый ряд компаний собирался развивать месторождения Черного моря для Украины. И теперь все эти возможности потеряны в пользу России. Будем надеяться, что Россия сможет правильно выстроить работу, поскольку Россия отличается геополитическим подходом к нефтегазовому сектору.

Хорошо, я не политик, меня не волнует геополитика. Мое мнение: правильным способом разработки месторождений Черного моря с инвестиционной точки зрения - это подход, использованный в Северном море и Мексиканском заливе, то есть максимальная продажа участков, и привлечение максимального количества людей к разработке существующих блоков.

Я как специалист нефтегазовой отрасли я бы рекомендовал такой подход всем, у кого есть доступ к Черному морю: России, Украине, Румынии. Это позволит быстро развивать добычу. Что касается газовых цен, то Юрий Бойко говорил, что реальная цена - это 268 долларов, нынешние власти говорят о том, что 368 - это реальные цены. При этом нынешнее правительство считается тем, которое подписало невыгодное соглашение с Россией, согласившись платить на 15% выше, чем можно было. Возможно, окажется, что это справедливая цена. Цены выше 270 долларов говорят о необходимости полного реформирования газовой инфраструктуры Украины, больше нет необходимости в единой национальной компании. Сейчас есть Нафтогаз и Укргазпроизводство: ни одна из них больше не нужна. Не нужно поставлять газ в страну, нужно быстро развивать свои ресурсы, а для этого нужно выставить на продажу как можно больше частей нефтегазовой системы и привести в страну как можно больше компаний-операторов, которым помогут быстро развивать энергетические ресурсы страны.

Беседу провел ведущий передачи «Курс дня» Алексей Бобровский

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Бенш: Киев может еще

Поделитесь с друзьями: