До начала чемпионата мира по футболу в Бразилии остается все меньше времени. Вскоре на скрижалях мировой футбольной славы будет написано имя нового чемпиона. На этом фоне обостряется и конкуренция между ведущими игроками глобального рынка футбольной экипировки – Nike и Adidas.
По данным консалтинговой компании Euromonitor, в 2013 г. на долю Nike пришлось 14,6% от мирового рынка спортивной экипировки, Adidas сохранила за собой 11,4%. При этом Nike ведет все более активную экспансию в футбольный сегмент рынка. Американская компания в целом демонстрирует более уверенную динамику: за последние два фискальных года доходы Nike от футбола росли в среднем на 7,7%. До недавнего времени Adidas сохраняла доминирующее положение в футбольном сегменте рынка.
Однако в последние годы Nike постепенно отбирает долю футбольного рынка у Adidas даже в Европе, которая до недавнего времени считалась вотчиной немецкого концерна.
И это при том, что компании взяли старт в футболе с разницей более чем в полвека. Ади Дасслер изобрел и сшил первые в мире футбольные бутсы с шипами еще в 1925 г. В начале 50-х гг. были созданы бутсы, которые были приспособлены для игры в футбол в неблагоприятных погодных условиях: на снегу и на мерзлой земле.
В Nike всерьез обратили внимание на футбольный сегмент глобального рынка спортивной экипировки только в 1994 г., после чемпионата мира по футболу, который прошел в США.
Сегодня в немецком концерне вынуждены признать успехи Nike. В 2013 г. старший вице-президент Adidas Global Football Маркус Бауманн заявил: "В футболе есть только два основных игрока. Это наша компания, которая занимает 1 место, и Nike как наш основной конкурент. При этом Nike определенно делает заметные успехи в этом бизнесе".
Именно поэтому в Adidas рассчитывают поправить свое финансовое положение в этом году за счет увеличения продаж мячей и футбольной экипировки на фоне чемпионата мира в Бразилии. В этом плане предстоящий чемпионат по футболу будет настоящим полем сражения не только между футбольными командами, но и их спонсорами.
Мячи в пользу Adidas Adidas – давний спонсор Международной федерации футбола (F?d?ration internationale de football association, FIFA), которая проводит чемпионаты мира. Первый спонсорский контракт между Adidas и FIFA был подписан еще в 1970 г.
Контракты постоянно продлеваются. Согласно текущим договоренностям Adidas будет оставаться спонсором FIFA до 2030 г. На ЧМ-2014 в Бразилии Adidas является одним из шести глобальных спонсоров (помимо Hyundai-Kia Motors, Visa, Sony, Emirates и Coca-Cola).
На всех чемпионатах мира по футболу начиная с 1970 г. используются только мячи Adidas. Это один из козырей немецкой компании, с которым в Nike пока ничего не могут сделать в силу договоренностей между FIFA и Adidas. Однако, как уже было отмечено, Nike заметно наращивает свою активность в футбольном сегменте.
Nike берет числом Одним из проявлений этой активности является спонсорская деятельность. На чемпионате мира в Бразилии Nike – – будет официальным спонсором большего числа национальных сборных, чем немецкий концерн.
Спонсоры футбольных команд финального этапа ЧМ-2014: Nike является официальным спонсором 10 команд, которые пробились в финальный этап ЧМ-2014: Австралии, Англии, Бразилии, Голландии, Греции, Португалии, США, Хорватии и Южной Кореи.
Adidas будет представлять экипировку 8 командам: Аргентине, Германии, Испании, Колумбии, Мексике, Нигерии, России и Японии.
Такое же число национальных сборных спонсирует и Puma. Компания заключила контракты с таким командами, как Алжир, Гана, Италия, Камерун, Кот-д'Ивуар, Уругвай, Чили и Швейцария.
Бразилия как козырь Nike Nike обладает заметно более высокой долей рынка спортивной экипировки в Бразилии, чем Adidas. По данным за 2013 г., Nike контролировала 12,1% бразильского рынка, при этом на долю Adidas пришлось только 5,5%.
Сборная Бразилии будет играть у себя дома. "Пентакампеоне" не раз говорили, что хотят превратиться в "тетракампеоне". В Nike рассматривают сборную Бразилию, которая выиграла чемпионат мира в 1994 г., когда в Nike было принято решение начать активное продвижение на футбольный рынок, как "счастливый талисман".
Успех команды на чемпионате мог бы стать мощным катализатором для увеличения продаж Nike в Бразилии и странах Латинской Америки в целом. Американской компании необходима победа Бразилии или одной из других команд, чьим официальным спонсором она является.
Чемпионы мира и их спонсоры за последние 60 лет Adidas пор-прежнему сохраняет уверенное лидерство по количеству побед, которые одержали команды, выступавшие в экипировке немецкой компании.
Стоит отметить, что команды, спонсором которых была компания Umbro, выиграли больше мировых первенств, чем Nike и Puma, вместе взятые. Однако Umbro, основанная раньше Adidas, Nike и Puma, уже давно не является для них конкурентом.
Британская компания оставила свой след на мировом футбольном Олимпе, но при этом сегодня не обладает возможностями соперничать с ведущими игроками глобального спортивного рынка.
Год | Чемпион | Спонсор |
1954 | Германия | Adidas |
1958 | Бразилия | Umbro |
1962 | Бразилия | Umbro |
1966 | Англия | Umbro |
1970 | Бразилия | Umbro |
1974 | Германия | Adidas |
1978 | Аргентина | Adidas
Источник: Вести Экономика Оцените материал:Выбор читателей InvestFuture |