InvestFuture

"Райффайзенбанк": нас мало затронули колебания рубля

Прочитали: 386

Украинская "дочка" "Райффайзен Банк Интернациональ" с 15 апреля прекратила работу в Крыму. Планирует ли банк в дальнейшем работать в регионе? И готов ли подключиться к национальной платежной системе? Об этом в эксклюзивном интервью нашему телеканалу рассказал председатель правления "Райффайзенбанка" Сергей Монин.

Сергей, добрый день. Рейтинговые агентства Fitch и S&P оценили риски иностранных банков, имеющих свой бизнес в России в 242 миллиарда долларов, при этом большая часть приходится на европейские банки и в том числе на австрийские. Кредиты "Райффайзенбанк Интернациональ Банк" российским клиентам составляют 20 миллиардов евро и больше чем в 2 раза превышают основной капитал. Насколько в будущем году ситуация с ведением бизнеса, с наращиваем прибыли кардинально отличается от предыдущих лет? И по результатам I квартала какие уже могут быть сделаны выводы?

Вы знаете, в заявлении рейтинговых агентств никакого открытия нет. Это для нас есть некая констатация факта. Действительно, у группы "Райффайзен" достаточно большая доля активов приходится на Россию. И мы гордимся тем, что нам удалось построить здесь стратегически важный для группы бизнес. Мы построили здесь большой и очень рентабельный бизнес. И мы исключительно высоко его оцениваем и гордимся тем, что в России у нас сложилась такая бизнес-модель и сложилось такое предприятие. Бизнес этот очень рентабельный.

Банк заработал в России сумму около 500 миллионов евро чистой прибыли после налогов, это большой бизнес даже по европейским меркам. Мы не делаем официальных прогнозов касательно своих цифр, это делается на уровне группы, но и пока никаких неприятных сюрпризов мы тоже не видим. Наша бизнес-модель весьма стабильна, потому что работаем мы с высококачественными заемщиками, которые по определению более стрессоустойчивые к любым внешним раздражителям. Это обеспечивает нашу стабильность. И сочетание стабильности с высокой отдачей на капитал. Эти два фактора, которые определяют очень привлекательную бизнес-модель.

Если ли сегодня изменения в выборе стратегии поведения на рынке, по срокам, объемам, условиям кредитных линий?

У нас есть два больших ключевых направления бизнеса, которые мы поддерживаем. Это корпоративный бизнес и розничный бизнес. И как универсальный банк мы проповедуем принцип диверсификации. Для нас важно то, что мы были правильно спозиционированы на каждом рынке и использовали возможности, которые каждый этот рынок дает.

Когда один из наших рынков растет меньше, то другой рынок начинает расти больше. За счет этого мы продолжаем показывать очень хорошие результаты. Рост в прошлом году у нас в корпоративном сегменте в крупных корпорациях был фактически нулевым, и это, на самом деле, проявление диверсификации, что мы могли показать очень хороший результат за счет роста в рознице.

Для нас это совершенно приемлемая ситуация, совершенно нормальная. Менять подходы сейчас в сроках мы не испытываем такой необходимости, потому что ликвидности у нас много и запас ее очень большой. Мы способны финансировать длинные проекты и большие проекты. Совсем недавно мы закрыли большую сделку с "Норникелем" на 350 миллионов долларов на 5 лет.

Как корпоративные и розничные клиенты реагируют на текущую политическую ситуацию?

По их финансовому поведению мы особо это не видим. Мы видим незначительные колебания с точки зрения притока и оттока вкладов текущих счетов у себя. С точки предпочтения валютных вкладов, у частных клиентов появилось большее предпочтение валютных вкладов над рублевыми.

В то же время валютные вклады имеют очень низкие ставки. Поэтому это скорее реакция была на резкое колебание курса рубля, и если курс рубля стабилизируется или начнет укрепляться, то относительно высокие ставки по рублевым вкладам будут привлекать больше вкладчиков, они вернутся обратно в рубль. И, честно говоря, это единственная реакция, которую мы увидели. Очевидно, наши клиенты разделяют это мнение, поскольку никаких беспокойств мы не увидели. И ни с чем таким не столкнулись.

Вы сейчас говорите про валютные вклады, а если говорить про валютные кредиты? Как обстоит ситуация в вашем банке, продолжаете ли их в дальнейшем выдавать? Например, Сбербанк буквально в начале месяце отказался от выдачи кредитов в долларах?

У нас мало валютных кредитов в розничном бизнесе. Мы выдаем валютные кредиты в корпоративном сегменте, выдаем их экспортерам. Та сделка, о которой я упоминал, это один из примеров. Это естественная форма для компании форма и валюта кредитования, потому что она напрямую сочетается с валютой, в которой компания получает выручку, поэтому здесь для компании не возникает никаких рисков.

Розничный сегмент у нас действительно очень маленький, если не сказать совсем маленький, процент выдачи новых происходит в валюте для исключительно качественных клиентов и только в обеспеченном кредитовании, то есть автокредитование и ипотека. А их доля - некая крупица в море.

Изменится ли работа банка в России в случае введения экономических санкций?

"Райффайзенбанк" и политика - это две совершенно разные вещи. В той модели развития, которую мы для себя сейчас видим, мы не предусматриваем экономических санкций. Мы считаем и надеемся, что их не будет, что ситуация будет выходить на более стабильную и нормальную траекторию развития.

В последнее время идет очень активное обсуждение национальной платежной системы. Как "Райффайзенбанк" относится к такой инициативе? И второй вопрос: видите ли вы риски отказа Visa и MasterCard от обслуживания в России?

Я не думаю, что Visa и MasterCard будут отказываться от ведения бизнеса в России. Это в целом связано с ответом на предыдущий вопрос об экономических санкциях. Это большой бизнес для них. И я совершено не думаю, что эти компании будут выходить с российского рынка. Для этого нет никаких оснований совершенно.

Что касается национальной платежной системы, проект обещает быть большим. Если проект будет производить интересные для клиентов продукты, то мы с удовольствием к нему присоединимся и станем частью этого проекта.

Украинская дочка "Райффайзенбанк Интернациональ" с 15 апреля прекратила свою работу в Крыму. Как в дальнейшем банк планирует развивать свой бизнес на территории Крыма? И планирует ли?

Мы пока не выбрали для себя операционную модель. Что касается Крыма, мы анализируем ситуацию, ситуация достаточно динамично меняется. Мы оцениваем при этом экономический потенциал Крыма, как и любого другого региона России.

Мы не представлены во всех регионах России, часть регионов находится пока вне зоны наших интересов. Если честно, на самом деле фокус наших интересов направлен на крупные города-миллионники, и прежде всего это Москва и Санкт-Петербург.

Беседу провела корреспондент ТК "Россия-24" Александра Суворова.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
 quot;Райффайзенбанк

Поделитесь с друзьями: