InvestFuture

Санкции против России – прививка для ее экономики

Прочитали: 331

Пока большей частью известные у нас, а в определенных кругах к тому же и уважаемые, люди приводят в действие свои планы "Б", из заявленных против России санкций впечатлить могут, пожалуй, разве те, что припасены на "третий" этап. Опасность этого этапа в том, что санкции, примененные к отдельным секторам экономики или системообразующим предприятиям, при всей их избирательности, нанесут большой сопутствующий ущерб.

Причины

Первая причина в особенности устройства российского бизнеса, сложившегося за последние годы. Тотальное тяготение крупного бизнеса к столице, к "административному ресурсу", с помощью которого можно осуществлять любые комбинации, переигрывать ходы, и, если уж совсем не получается, как в известном фильме хлопнуть партнера по голове шахматной доской, губительно отразится на многих успешных игроках. Этот административный ресурс, штука далеко не безвозмездная, с помощью которого многие из "списка Обамы" разделяли и властвовали в российской экономике, в конечном итоге приведет, как по следу, к тем бизнесам, над которыми они осуществляли контроль. К сожалению, ко многим. Шутка ли, наша экономика строилась по этому принципу последние лет 10.

Вторая причина моей тревоги – повальное увлечение глобальной интеграцией. Не раз и не два отмечалось, что технологии часто значительно опережают наше сознание. Человек пока еще довольно неразумное дитя, не умеющее пользоваться даже тем, что сам изобрел, будь то биоинженерия или экономика. Как и пару сотен лет назад, сейчас, когда делают больно, вначале инстинктивно дают обидчику сдачи, а потом уже думают о причинах и следствиях, причем обе стороны. Так и тут – вполне понятны амбиции России, которая, как заново экономически возродившееся государство, долго ждала случая, чтобы вновь заявить о своей независимости и силе отстаивать свои интересы. Увы, в этот решающий момент выясняется, что крепость готова к осаде, прямо скажем, не очень. Власть полагалась на централизацию экономики и концентрацию ресурсов в "надежных руках", вступая в прямой диалог (читай – монолог) лишь с крупным бизнесом, а на всех прочих "экономических субъектов" … транслируя свою волю исключительно через несовершенное законодательство. Эта модель может хорошо функционировать в Южной Корее, и она же ее прокормит. Россию – нет. Результат – к 2014 году мы, как экономика, растеряли многие производства и целые отрасли, способные и должные нас обеспечивать. Некоторые утеряны безвозвратно, на восстановление других уйдет время и деньги. Большие деньги.

Отношение

Мы – голландская компания, и мы, разумеется, приветствуем то, что в российских магазинах продают голландские сыры и помидоры. Однако для местного рынка, уже привыкшего к импорту даже по тем статьям, которые традиционно обеспечивали отечественные предприятия, потерять их в одночасье – настоящая трагедия. Не помидоры потерять, разумеется, а возможности, рабочие места, доходы, и немыслимый лет десять назад комфорт. Готовы ли россияне к такому стрессу? И что нас будет мотивировать создавать экономические ценности в обозримой перспективе уже только из того, что у нас на данный исторический момент имеется? Станут ли санкции катализатором, способным заставить российскую экономику найти пресловутый внутренний ресурс, и, в конце концов, начать работать автономно? У нас нет компетенции правдоподобно ответить на эти вопросы. Тем не менее, наше дело – предупредить о возможных "побочных эффектах", которые могут свести на нет целебный эффект такой прививки.

Последствия

Прямые последствия для перераспределения российских частных капиталов могут быть следующие:

Последствие 1: "Конверсия корпоративных активов в личные"

В российской экономике это довольно цикличное явление. В крупном бизнесе, опять же, оно определяется наличием, силой, и вектором административного ресурса. Последнее важно, поскольку если ресурс направлен против акционера, то Дуров за границей – хороший пример того, что такому акционеру незамедлительно следует делать. В большинстве же случаев ухудшение общей экономической конъюнктуры, рост проектных рисков или ослабление административного ресурса ведет представителей реального сектора экономики к финансовым консультантам, и, через них, на альтернативные, в том числе финансовые рынки. Деньги должны работать, это чистая правда.

Последствие 2 (результат последствия 1): "Деньги любят тишину"

Да, особенно российские деньги. Разумеется, часть ресурсов будет перераспределена в пользу вновь открывшихся возможностей. Таких как Крым, например. Туда пойдут те, кто успешно вышел из предыдущего соц.проекта "Сочи-2014". Есть и такие. Однако, мы ведь не станем всерьез говорить о том, чем теперь займутся Ротенберги или Тимченко – они и в международной изоляции без продуктивных дел не останутся. А вот куда будут вкладываться те состоятельные граждане, у которых и без того чувство тревоги подогрето нестабильностью и банков, и рубля, и собственных перспектив? Мое предположение, что в текущей конъюнктуре - вряд ли в российские рынки, где неспокойно и строго не тихо.

Последствие 3 (результат последствия 2): "Бегство"

К сожалению, продолжающийся отток капитала из России грозит перерасти в бегство. Это не только итог действий неуверенных в своем экономическом будущем граждан, но и прямой результат новых ограничений, которые могут существенно затруднить выход российских заемщиков на международные рынки капитала.

Сможет ли репатриация российских денег уменьшить ущерб от изъятия из страны инвестиций? Пока не вижу для этого причин. Возможно, у государства также имеется неплохой "план Б", не хуже тех, что приготовили для себя отдельные высокопоставленные его представители. Я хотел бы в это верить.

Александр Брахнов,

CEO и CIO Schildershoven Finance

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Санкции против России –

Поделитесь с друзьями: