InvestFuture

Уроки банковской паники 1792 года в США

Прочитали: 573

Первый министр финансов, первый Центральный банк и первое в истории США использование средств налогоплательщиков для решения кризиса, возникшего из-за финансовых спекуляций.

Экономисты Федерального резервного банка (ФРБ) Нью-Йорка опубликовали небольшой исторический экскурс в историю первого финансового кризиса в США и ответных действий первого Центрального банка под названием “Crisis Chronicles: Central Bank Crisis Management during Wall Street’s First Crash (1792)”.

В своей работе эксперты нью-йоркского ФРБ отмечают, что первый крупный кредитный кризис в США, а также действия финансовых властей стали прообразом антикризисных мер сегодняшнего дня.

Отец-основатель первого Центробанка США Александр Гамильтон

Одно из центральных мест в становлении американской финансовой системы по праву занимает Александр Гамильтон. Он считается одним из семи главных "отцов-основателей" США – политических деятелей, которые сыграли ведущую роль в основании США (общее число делегатов, подписавших первую американскую конституцию, составляет 39 человек).

В 1789 г. Гамильтон, по указу первого президента США Джорджа Вашингтона, становится первым главой казначейства. В последующие 5 лет Гамильтон сыграет ведущую роль в создании первого в стране Центрального банка (First National Bank), монетного двора (US Mint), а также проведет ряд ключевых реформ.

В 1790 г. новый министр финансов США решает проблему долгов, которые накопились за время гражданской войны: Гамильтон объявляет об их реструктуризации. По современным меркам, это был один из первых частичных дефолтов США, когда кредиторам было предложено конвертировать имеющиеся долговые обязательства в новые бумаги с меньшими процентными ставками (debt haircut). При этом выплаты по процентам для американских кредиторов были отложены на 10 лет.

Новый министр финансов активно продвигает идею создания в Америке Центрального банка. Другие отцы-основатели США (в частности, будущие президенты Томас Джефферсон и Джеймс Мэдисон) выступали против этой идеи, заявляя, что создание подобного банка противоречит только что принятой Конституции США.

Однако Гамильтон сумел убедить президента Вашингтона в необходимости его создания. В представлении Гамильтона Центробанк не только стимулировал бы развитие кредитования в США, но также и смог бы помочь укрепить степень доверия к государственным облигациям. Примером для подражания, по признанию самого министра, была британская финансовая система во главе с Банком Англии. В 1791 г. Конгресс США ратифицировал предложенный законопроект.

Так появился Первый банк Соединенных Штатов. Первый Центробанк США был частной компанией, доля государственного капитала в нем составляла всего 20%, срок действия его лицензии составлял 20 лет. По ряду оценок, в частности, опубликованных Университетом штата в Сан-Хосе (San Jose State University), доля иностранного капитала в первом ЦБ США составляла 70%.

Создание Центробанка с большим объемом иностранного капитала по образу Банка Англии, а также активное лоббирование в пользу союза с Англией стали теми фактами, которые до сих пор дают основания для предположений о том, что Александр Гамильтон был не только отцом-основателем США, но также и потенциальным агентом Британской империи.

Гамильтона также обвиняют в том, что он представлял интересы клана Ротшильдов. Любопытно, что его двоюродный брат и тезка, лингвист и филолог Александр Гамильтон был задержан в Париже как британский шпион на фоне разгоревшейся войны Франции с Англией в 1803 г. Однако вернемся от предположений к фактам.

IPO первого Центробанка США 4 июле 1791 г. было проведено крупнейшее в истории Америки первичное размещение акций. Объем размещения составил $8 млн. Цены на расписки на право купить акции (т. е. не сами акции), получившее название scrips (от "subscriptions" – "подписки"), в разы превысили начальную отметку в $25 за акцию ("расписку").

Данные "расписки" служили первым платежом при покупке самих акций, которые продавались по цене $400 за акцию. Инвесторы выплачивали оставшуюся сумму в течение следующих двух лет (до июля 1793 г.)

Ажиотаж и паника Вскоре цена на “расписки” подскочила в несколько раз. Многие люди брали в долг, чтобы купить “расписки”, надеясь впоследствии выкупить сами акции. В результате также резко выросли цены и на гособлигации США, так как инвесторы должны были использовать именно гособязательства США для выкупа акций Центробанка.

Фактически образовался первый финансовый пузырь в истории США. После резкого взлета цены также резко упали. Гамильтон понял, что необходимо вмешаться, иначе дальнейший обвал цен как по акциям самого банка, так и по гособлигациям, мог поставить под угрозу финансовую систему США. Министерство финансов США начало выкуп государственных обязательств для поддержки стоимости ценных бумаг за счет средств налогоплательщиков.

Властям удалось остановить обвал. Однако это был первый этап финансового кризиса. После активных действий властей спрос со стороны инвесторов снова начал расти: зимой 1791-1792 гг. цены на гособлигации и расписки достигли новых максимумов. Среди спекулянтов был также и один из друзей Гамильтона, Уильям Дуэр. В 1791 г. он вместе с богатым землевладельцем Александром Макомбом составил план: скупить как можно больший объем гособлигаций США и затем продать их по максимально возможной цене.

Дуэр набрал огромный объем долгов для игры на рынке гособлигаций. В начале 1792 г. Центробанк стал ограничивать объем выпускаемых кредитов, а также сократил эмиссию банкнот. Другие банки также последовали этому примеру. Цены на гособлигации США достигли своего пика в марте 1792 г. и начали быстро падать.

Дуэр потерял все и попал в тюрьму, так как не мог расплатиться по долгам. Однако, как уже отмечалось, он набрал огромный объем долгов. Теперь эти долги обесценились, началась цепная реакция, другие инвесторы также стали сбрасывать ценные бумаги, последовала серия дефолтов по другим обязательствам.

Второй этап кризиса получил название "Банковской паники 1792 года". Гамильтон вновь решил прибегнуть к использованию средств из казны для покупок государственных ценных бумаг на открытом рынке. И ему вновь удалось остановить обвал и добиться нормализации рыночной активности. Это стало одним из первых примеров использования покупок ценных бумаг на открытом рынке со стороны властей для подавления паники и восполнения необходимой ликвидности.

Однако произошедшее запятнало репутацию первого американского Центробанка. У критиков появились новые аргументы против детища Гамильтона. Оппоненты Гамильтона в конгрессе отклонили законопроект о продлении лицензии банка. Первый банк США закончил свое существование в 1811 г.

Спустя 200 с лишним лет после создания первого американского Центробанка, здание его штаб-квартиры в Филадельфии заброшено и разрушается изнутри.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Уроки банковской паники

Поделитесь с друзьями: