InvestFuture

Ответ России на санкции повредит важной отрасли США

Прочитали: 44

Россия поставила под сомнение долгосрочную перспективу работы Международной космической станции, которая была символом сотрудничества с Западом после окончания холодной войны, и это стало ответом на санкции США против России.

Вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что Москва отвергнет просьбы США о продлении срока совместного использования орбитальной станции после 2020 г. Он также сказал о прекращении поставок ракетных двигателей российского производства в США, которые могут использоваться для запуска военных спутников.

Кроме этого, Россия может приостановить с 1 июня работу американских станций GPS, расположенных на территории РФ, если не будет достигнуто соглашение о размещении наземных станций ГЛОНАСС на территории США. Ранее представители США сообщили о планах по отмене лицензий на экспорт высокотехнологичной продукции, которая применяется в военных целях.

Вашингтон хотел бы продлить проект космической станции стоимостью в $100 млрд по крайней мере до 2024 г.

США потеряли самостоятельный доступ в космос после закрытия программы Space Shuttle

После того как проект США Space Shuttle был закрыт, российские космические аппараты "Союз" были единственным способом, благодаря которому космонавты могли бы добраться до космической станции.

Реакция российской стороны повлияет на поставки двигателей НК-33 и РД-180 в США. "Мы готовы поставить эти двигатели, но при условии, что они не будут использоваться для запуска военных спутников", - сказал Рогозин.

Двигатели РД-180 используются для ракет "Атлас V", которые производит United Launch Alliance, совместное предприятие Lockheed Martin и Boeing. Эта компания обладает почти абсолютной монополией на запуск американских военных спутников.

Представители United Launch Alliance сообщили, что им пока неизвестно о каких-либо ограничениях, но они надеются, что все вопросы будут разрешены в ходе переговоров. При этом компания может использовать другие ракетоносители и имеет двухлетний запас двигателей, что позволит пройти переходный период.

"ULA и клиенты в министерстве обороны всегда готовят план действий в случае чрезвычайных ситуаций, связанных с перебоями в поставках", - сказала пресс-секретарь компании Джессика Рай.

Рогозин также заявил, что Москва планирует "стратегические изменения" в космической отрасли после 2020 г. и финансовые и интеллектуальные ресурсы, которые сейчас связаны с космической станцией, будут направлены на более перспективные проекты. При этом он отметил, что российский сегмент МКС может существовать независимо от американского.

Американское космическое агентство NASA в настоящий момент работает с компаниями по созданию космических такси с целью восстановления доступности МКС к 2017 г. Но будут ли реализованы эти планы, пока неизвестно. Сейчас США платят России более $60 млн за доставку одного человека на станцию.

Издание Universe Today отмечает, что практически каждый аспект пилотируемых и беспилотных космических программ США сильно зависит от продукции российского и украинского машиностроения.

МКС – огромный орбитальный лабораторный комплекс – представляет собой проект 15 стран и 5 космических агентств по всему миру. В настоящее время экипаж состоит из шести человек: троих россиян, двух американцев и одного японца.

Политики в конгрессе неоднократно сокращали бюджет NASA, тем самым увеличивая сроки запуска американского проекта по пилотируемым космическим полетам.

Атлас V

Самым быстрым и экономически эффективным путем для восстановления возможности доставки экипажа на МКС или для реализации задач на околоземной орбите является Коммерческая программа NASA (Commercial Crew Program), которая предполагает развитие частных "космических такси" совместно с Boeing, SpaceX и Sierra Nevada. Но конгресс ежегодно сокращает объем финансирования на 50% от запрашиваемых объемов. Но если конгресс в дальнейшем продолжит сокращать финансирование программы, запуск может быть отложен еще на несколько лет.

Кроме ракеты "Атлас V", используемой для запуска большого количества спутников, United Launch Alliance также производит "Дельту IV", которая практически полностью состоит из американских деталей и успешно используется.

Orbital Sciences и SpaceX, имеющие контракты на поставку 20 тыс. кг грузов на МКС, используют ракеты Cygnus and Dragon. Orbital Sciences также является разработчиком Antares, которая имеет важное значения для планов NASA по восстановлению способности доставки грузов на станцию.

При этом первая стадия строительства Antares проходит на Украине в КБ "Южное" и Южном машиностроительном заводе. С другой стороны, ракеты Falcon 9 и Dragon практически не зависят от поставок из-за рубежа и собираются из американских деталей.

Но пока власти США используют именно "Атлас V", а вопрос о более активном использовании тех же Falcon 9, Dragon или Antares остается открытым.

Для России отказ от Международной космической станции высвободит около трети средств, направляемых на развитие космических программ, а это около $1,5 млрд.

Объемы финансирование национальных космических агентств

Страна Агентство Объем финансирования в год, $ млрд
США NASA 17,7
Китай CNSA 6,1
ЕС ESA 5,4
Россия Роскосмос 4,5
Япония JAXA 3,4
Франция CNES 2,8
Германия DLR 1,7
Индия ISRO 0,9
Иран ISA 0,5
Украина НКАУ 0,25

Эта сумма может быть направлена как на развитие собственных программ, так и на реализацию каких-либо совместных программ с другими странами.

Проекты Китая Еще в 2011 г. Китай запустил проект по созданию пилотируемых орбитальных станций. Первой стала орбитальная лаборатория "Тяньгун-1". В 2014 г. ожидается запуск "Тяньгун-2", а в 2016 г. планируется отправить в космос "Тяньгун-3".

На базе "Тяньгун-3" после 2020 г. планируется создание самой крупной после МКС многомодульной пилотируемой орбитальной станции со сроком службы 10 лет.

К 2025 г. планирует дополнительное оснащение станции несколькими модулями.

Кроме этого, Китай разрабатывает многоразовые транспортные космические системы и работает над программой освоения Луны.

Власти страны планируют после 2020 г. отправить на спутник Земли человека, а к 2050 г. построить там базу.

Также Китай активно участвует в освоении Марса.

Проекты Индии Индия реализует собственную пилотируемую космическую программу, согласно которой первый самостоятельный полет должен состояться в 2016 г.

Кроме этого, существует проект "Аватар", предполагающий создание многоразовой транспортной космической системы.

После 2025 г. планируются пилотируемые полеты на Луну, в том числе в сотрудничестве с другими странами.

Проекты Японии У Японии достаточно большое количество реализованных и планируемых проектов, но самые амбициозные связаны с освоением Луны.

Уже к 2030 г. Японское агентство по освоению аэрокосмического пространства (JAXA) планирует завершить строительство базы для людей на спутнике Земли. Пока на эти цели не выделено необходимых средств.

Первая партия космонавтов, которые будут строить базу, должна быть сформирована около 2020 г.

При этом представители агентства отмечают, что вопрос только в финансировании, так как технологические возможности для реализации проекта есть.

Проекты Южной Кореи Ранее Южная Корея планировала совершить пилотируемый полет собственными силами, но после нескольких первых неудачных запусков финансирование было сокращено, а от планов пришлось отказаться.

Тем не менее страна активно работает в сегменте запуска и разработки спутников связного и многоцелевого назначения.

Проекты Индонезии Пока все планы Индонезии ограничиваются созданием собственного космодрома и организацией первых запусков.

Проект практически стоит на месте, хотя он может быть коммерчески выгодным, так как его расположение идеально для запуска ракет.

Программы Бразилии После неудачного запуска в 2003 г. космическая программа страны практически остановилась.

Но пока идут разговоры об использовании стартовых площадок Алкантары для запуска ракет других стран.

С некоторыми странами, в том числе с Россией, были заключены предварительные соглашения о сотрудничестве.

Будущее GPS в России

Касаясь вопроса о GPS, Рогозин сказал о приостановке работы 11 наземных станций на территории страны с июня.

Окончательно станции могут прекратить свою работу уже к сентябрю, если договориться с США о размещении аналогичных станций ГЛОНАСС не удастся.

Вице-премьер отметил, что отключение станций не повлияет на работу бытовых приборов, которыми пользуются миллионы россиян.

Корректирующие наземные станции в целом важны для сверхточного позиционирования, которое практически не используется в мобильных устройствах и бытовых устройствах навигации. Более того, большая часть сервисов геолокации вообще используют только данные базовых станций мобильных операторов и данные со спутников.

Для большинства бытовых приборов, без сложных способов коррекции, точность позиционирования составляет в средне 6-10 метров, но при использовании коррекции она вырастает до 1-2 метров. То есть для рядового потребителя изменения будут незначительны, тем более что устройства используют также данные мобильных сетей и могут быть оснащены приемником ГЛОНАСС, что увеличивает точность.

Некоторые проблемы могут возникнуть при различных высокоточных измерениях, например при геодезических работах. При таких измерениях используются наземные базовые станции, режимы дифференциальной коррекции и постобработки, что позволяет добиться миллиметровой точности.

ГЛОНАСС также может обеспечивать такую точность, но для этого необходимо дальнейшее развитие наземной и спутниковой инфраструктуры.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Ответ России на санкции

Поделитесь с друзьями: