InvestFuture

Три особенности стратегии по снижению долга в Китае

Прочитали: 305

Общий внутренний долг Китая достиг уже 230% ВВП (что выше, чем в ряде других стран с развивающимся рынком), и риск кризиса внутреннего долга уже не может считаться здесь незначительным, особенно учитывая курс на финансовую либерализацию, которая определенно увеличит затраты на привлечение капитала для всех категорий внутренних заемщиков. Располагает ли Китай надежной стратегией борьбы с этой угрозой? Ответить на этот вопрос позволит анализ трех характерных особенностей стратегии Пекина, наглядно проявившихся в важнейших политических заявлениях и выступлениях последнего периода. Об этом пишет в обзоре региональный экономист по Китаю Банка Lombard Odier Сэми Чаар.

Толерантность Пекина к замедлению развития экономики достаточно высока. Что, очевидно, упускают из виду авторы многих комментариев по поводу новых макроэкономических целей китайского правительства на 2014 г., так это едва уловимую смену акцентов в антициклической политике с роста на занятость. После мартовского Всекитайского собрания народных представителей премьер-министр Ли Кэцян и другие высшие руководители страны постоянно подчеркивают, что сохранение последней – ключевой аспект усилий по обеспечению "оптимального" темпа экономического роста. А поскольку на рынке труда наметился структурный дефицит рабочей силы, правительство, скорей всего, легко решит эту задачу, несмотря на все более неблагоприятное воздействие фазы экономического цикла. Ведь чувствительность китайской занятости к темпу роста ВВП обычно бывает невысокой (благодаря ускоренному росту производительности труда), и уже три года темп роста экономики превышает нынешний 7%-й целевой показатель, установленный на пятилетие 2011 – 2015 гг. Вот почему мы считаем, что все более медленный рост в предстоящие годы вполне допустим и не приведет к тому, что занятость упадет ниже опасного уровня, если только не возникнет какой-либо более серьезный риск спада на рынке труда. И это оправдывает предостережения против излишних надежд на стимулирование. Ведь цель состоит вовсе не в возврате к двузначному темпу роста 2000-х гг., а в поддержании его на уровне 6-7%, призванном предотвратить образование новых кредитных "пузырей".

Задача реорганизации кредитования считается более приоритетной, чем задача активной реструктуризации долга. Похоже, что правительство рассчитывает на то, что проведение более легких реформ, таких как централизация в налоговой сфере, ужесточение регулирования небанковского кредитования и селективное аннулирование гарантий для мелких кредиторов, окажется вполне достаточным для снижения краткосрочных рисков. На наш взгляд, усилия по повышению роли более прозрачных каналов кредитования действительно дают определенные положительные результаты. Меры налоговой реформы наряду с кампанией по борьбе с коррупцией заметно уменьшили увлечение местных органов власти новыми инвестиционными проектами и привели к существенному росту их денежных авуаров (на 28% по сравнению с предыдущим годом). Рост предоставления кредитов трастовыми компаниями, этого наиболее рискованного сегмента "теневой банковской индустрии", также замедлился после того, как прошлогодние меры по борьбе с сомнительными кредитами в банковском секторы и ограничению количества денег в обращении, наконец, вселили в сотрудников кредитных отделов столь недостававший им страх. Развитие страхования вкладов поможет ввести в разумные рамки и поведение инвесторов в продукты управления личными финансами. Тем не менее, стремление правительства избежать риска наступления системного события будет и впредь защищать от дефолтов экономически и политически значимые государственные предприятия, этих крупнейших потребителей кредитов. Вот почему любой сенсационный дефолт следует рассматривать не как событие, которое, подобно банкротству банка Lehman, меняет правила всей игры, а как особый эксперимент руководства страны. А системный риск в связи с этим должен оставаться ограниченным.

Главным условием снижения долгосрочных рисков считается решение проблем на рынке недвижимости. Инициативы правительства по урбанизации и финансовой либерализации вместе с общим сдвигом в сторону роста потребления и ускоренного роста доходов создают фундаментальный риск возникновения еще менее управляемого «пузыря» в секторе недвижимости Китая в период его перехода к открытому счету движения капитала. В связи с этим директивные органы будут стараться всячески ограничить денежные потоки, поступающие в этот сектор, и поддерживать доступность жилья на разумном уровне. Еще одна причина ориентации на этот сектор – его центральная роль в генерировании "горячих" денег. Застройщики играют активную роль в эмиссии долговых обязательств, номинированных в долларах США, и, возможно, в финансировании операций с сырьевыми товарами. С этой точки зрения волатильность юаня выглядит почти как ориентированная на этот сектор мера пруденциальной макрополитики.

В целом мы оцениваем шансы Китая на успешное снижение долговой нагрузки оптимистичней, чем большинство аналитиков. Приоритеты выбраны верно, а планы выглядят выполнимыми. Это отнюдь не отменяет того факта, что в Китае все еще происходит перестройка экономической структуры, но в случае весьма вероятного снижения хвостовых рисков падения курсов фондового рынка внутренняя стоимость акций страны (форвардный коэффициент цена/прибыль индекса MSCI меньше 9) создаст привлекательные трейдинговые возможности, когда баланс политических потребностей склонится к необходимости стабилизации роста.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Три особенности

Поделитесь с друзьями: