InvestFuture

Малый бизнес: синдром Питера Пэна

Прочитали: 38

Очень часто малый бизнес может быть очень успешным, но попытки развивать бизнес дальше часто не приводят к каким-либо позитивным результатам. Экономисты в качестве яркого примера приводят Мексику.

Почти в каждом мексиканском городе вы найдете как минимум одно кафе- мороженное La Michoacana. В дизайне заведения доминирует розовый цвет, но предлагаемое клиентам мороженное имеет все цвета радуги и различный вкус, от рисового пудинга и жевательной резинки до авокадо.

La Michoacana – пример успешного бизнеса в Мексике. Однако это не корпорация, не бренд и не франчайзинг. Это союз независимых компаний, которые производят и продают мороженное. La Michoacana – символ мексиканского малого бизнеса: в каждой фирме работает всего несколько человек (как, правило, одна семья) и отсутствует какой-либо бухгалтерский учет. Все попытки трансформировать знаменитые кафе в единую, прибыльную структуру заканчивались провалом, вспоминает журнал The Economist.

Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Мексика имеет больше компаний с десятью или менее работниками (как доля от всей экономики), чем любая другая большая экономика Латинской Америке: 95,5% по сравнению с 80-90% в Аргентине, Бразилии и Чили. Эксперт Мексиканского института конкурентоспособности Мануэл Молано называет знаменитые кафе-мороженое “системой Питера Пэна”, так как фирмы предпочитают оставаться небольшими для того, чтобы избежать государственного регулирования и налогообложения.

“Намного легче летать вне радара, когда ты микроскопического размера”, - отмечает Молано.

В последние десятилетия, несмотря на попытки построить ориентированные на экспорт индустрии, как автомобилестроение, микро-бизнесы с минимальной оплатой труда были основным источникам роста новых рабочих мест.

Исследование Межамериканского банка развития показали, что с 1998 по 2008 гг. занятость в небольших, неофициальных и “нелегальных” компаниях (где работники не получают медицинское и пенсионное страхование) росла намного быстрее, чем в больших и легальных компаниях.

Это, разумеется, вредит экономике. Малый бизнес имеет ниже производительность труда, чем крупный, и лишь небольшое количество мелких фирм производят товары на экспорт или интегрированы в современную производственно-сбытовую цепочку. Имея три четверти всех занятых рабочих страны, они платят меньше зарплату, чем большие компании, используют менее образованный персонал и у них намного выше вероятность обанкротиться.

По мнению экспертов консалтинговой фирмы McKinsey существует “две Мексики”, которые двигаются в противоположном направлении: современные и ориентированные на экспорт компании и малый бизнес, где производительность труда ежегодно снижается на 6,5%.

Оставаться небольшим – это не только возможность избегать налогов. Маленькие компании могут легально расплачиваться с работникам наличными и не делать отчисления в медицинскую и пенсионную системы. Только когда сотрудник включен в штат и ему выплачивается “белая” зарплата, подобные выплаты становятся обязательными.

Однако цена шанса оставаться небольшой компанией слишком велика. На малые и средние предприятия в Мексике приходится менее 8% всех банковских кредитов. Это очень мало и схоже с показателем Эфиопии.

Согласно данным Мексиканской ассоциации банков, из 5 млн организаций, только 900 тыс. формально могут претендовать на банковский кредит. Среди других недостатков “синдрома Питера Пэна” неэффективность, нехватка технологий и инноваций.

Мексиканское правительство знает о всех этих проблемах. Одна из главных задач конституционной реформы президента Энрике Ньето ослабить доминирование олигополий, снизить стоимость банковских услуг, цены на газ, электроэнергию и интернет. Все это поможет малому бизнесу стать более конкурентоспособным. Фискальная реформа нацелена на то, чтобы включить небольшие фирмы в официальную экономику, предложив им налоговые каникулы на один год. Государственный банк развития обещает кредитные гарантии перспективным стартапам, что позволит им получить банковский кредит.

Некоторые компании не ждут обещанных правительством реформ и полагаются на свой предпринимательский энтузиазм и чутье. В центре Мехико появились продавцы мороженного La Nueva (новый) Michoacana, у которых уже есть тысячи поклонников. Основатель компании Рафаэль Фернандез открыл многочисленные киоски в торговых центрах и называет свое мороженное “самым вкусным и полезным”.

“У нас выше качество, чем у H?agen-Dazs, но все намного дешевле”, - хвастается Фернандез. Он надеется начать экспорт мороженного в Испанию.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Малый бизнес: синдром

Поделитесь с друзьями: