InvestFuture

Поведенченская экономика и налоговая дисциплина

Прочитали: 379

Люди идут на большие уловки, чтобы не платить налоги. В Средние века для этого становились монахами, в наше время наиболее распространенный способ - фирмы-пустышки на Карибских островах.

Разрыв между тем, что должны, и тем, что выплачивается, в США оценивается в почти $400 млрд в год, а в Великобритании - в 40 млрд фунтов ($70 млрд), пишет The Economist.

Для снижения подобного разрыва правительства принимают налоговые законы, от которых трудно увернуться. Так, например, налог на добавленную стоимость (НДС) позволяет компаниям вычитать налог на сырье и материалы из налога с продажи (НСП), что фактически заставляет их следить за своими поставщиками. Также не следует забывать о наличии регулярных инспекционных проверок и в случае нарушения - неминуемого наказания.

Новые многообещающие исследования о поведенческой экономике предлагают властям иной инструмент для увеличения сбора налогов: психологический стимул.

Экономисты давно поняли, что психология играет важную роль в налоговой системе. Многие налогоплательщики мотивированы не только материальным интересом. Чувство патриотизма и гражданского долга смягчает “боль” оплаты налога (или делает уклонение от налогов менее привлекательным). Чувство вины или моральная цена за нарушение социальных норм также входит в это уравнение.

Таким образом, правительства, которые используют в своих целях понятные человеку эмоции, могут сохранить огромное количество денег на контроле соблюдения законов. В некоторых странах власти уже прибегают к подобной стратегии, убеждая людей двигаться к нужным целям, как, например, экономное использование энергии, сортировка бытового мусора или пенсионное планирование, нестандартными и эмоциональными уговорами.

Правда, экономисты лишь начинают проверять эффективность этого подхода в вопросе увеличения сбора налогов.

Национальное бюро экономических исследований США в своем последнем докладе рассказывает о крупном эксперименте, проведенном экономистами Лондонского императорского колледжа и Чикагского университета совместно с британским правительством.

Поскольку у большинства британцев подоходный налог автоматически вычитается из зарплаты, очень небольшое количество людей с очень высоким или сложным доходом ежегодно заполняют налоговые декларации. Те, кто это делает, как правило, должны государству, но гасят они свой долг с нежеланием и опозданием. В связи с этим правительству приходится идти на длительный и дорогостоящий процесс “выбивания” с должников налога.

Именно здесь на помощь властям пришли экономисты. В упомянутом в эксперименте участвовало 100 тыс. британских налогоплательщиков-должников, которых разделили на две одинаковых группы: одним послали стандартное извещение о необходимости срочного погашения долга; другие получили письмо, в котором авторы пытаются затронуть “сердце и эмоции” должника.

В письме подчеркивалось, что большинство британцев (90%) вовремя платят налоги и что полученные от налогоплательщиков деньги направляются на различные важные проекты и социальные программы, включая здравоохранение и строительство дорог.

Авторы эксперимента утверждают, что их эмоциональное обращение достигло поставленной цели. Те, кто получил хорошо написанное письмо, гасили свой долг намного активнее, чем те, кому отправили сухое, стандартное извещение. И для этого не потребовались значительные расходы: лишь немного чернил для печатания дополнительных предложений.

По мнению экономистов, американо-британский эксперимент с письмом налогоплательщику демонстрирует важность эмоций. Письмо было написано так, что убедило налогоплательщиков (которые часто не видят связи между их налогами и реальным улучшением услуг, которые они получают) погасить задолженность.

Чем меньше налогоплательщик знает, что он получают за свои деньги, тем больше вероятность, что он не захочет платить налоги.

Исследования пожертвований в благотворительные фонды получили похожий результат: доноры намного щедрее, когда им подробно рассказывают, куда будут потрачены их деньги.

Однако, как отмечают экономисты, эта стратегия имеет свои риски: если значительная часть налогоплательщиков узнает, что продекларированные приоритеты правительства не совпадают с реальной жизнью, то сборы налогов могут резко снизиться.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Поведенченская экономика

Поделитесь с друзьями: