InvestFuture

США и польский вопрос для Восточной Европы

Прочитали: 34

США привержены оказанию помощи Польше по развитию промышленности, связанной с разработкой сланцевых месторождений. Об этом заявил президент США Барак Обама в ходе совместной пресс-конференции с главой Польши Брониславом Коморовским.

"Соединенные Штаты поддерживают усилия Польши по повышению энергетической безопасности путем диверсификации поставок энергоносителей и укрепления своей энергетической инфраструктуры", - отмечается в сообщении Белого дома.

В нем также говорится, что страна стремится к обмену опытом по развитию сланцевой промышленности и содействию к проведению консультаций между регуляторами атомной энергетики. Американские компании достаточно сильно вовлечены в усилия Польши по разработке сланцевых месторождений и других возобновляемых источников энергии, в том числе в сфере ядерной энергетики.

Две недели назад польские власти встретились с представителями американских компаний для обсуждения начала разведки месторождений сланцевого газа и производства. Польская Polskie G?rnictwo Naftowe i Gazownictwo (PGNiG) и дочерняя компания американской Chevron подписали соглашение о сотрудничестве для разведки месторождения сланцевого газа на юго-востоке страны.

Во время встречи Обама также упомянул Румынию и Молдову, где планируется финансирование модернизации и строительства инфраструктуры региональных газотранспортных сетей.

Пока же добыча сланцевого газа в Европе выглядит не особо привлекательно. Некоторые политики вспоминают сланцевую революцию в США и хотели бы повторить ее в Европе, хотя это, как оказалось, практически невозможно. Во-первых, запасы сланцевого газа значительно меньше, чем в США, и добывать дешево его вряд ли получится. В США компании, добывающие газ, освобождены от налогов, а добиться такого в Европе, которая переживает бюджетную консолидацию, будет сложнее.

Во-вторых, разработка сланцевых месторождений связана с сильным негативным влиянием на окружающую среду. При использовании гидроразрыва пласта используется специальная смесь, в которой содержится большое количество химикатов, вода и песок. При добыче эту операцию повторяют до 10 раз в год на одной территории, что неизбежно ведет к загрязнению больших территорий и грунтовых вод. В результате добывать газ таким способом можно только в малозаселенных районах, а их в Европе крайне мало.

Но главной причиной оказалось то, что добывать газ таким способом, например в Польше, экономически нецелесообразно. В апреле французская нефтегазовая компания Total SA заявила, что не стала продлевать лицензию на разработку своего единственного месторождения сланцевого газа в Польше, так как разработка месторождения в восточной части страны на границе с Украиной экономически не оправдана, несмотря на наличие газа в данном регионе.

В январе 2014 г. итальянская Eni не стала продлевать две из трех лицензий на разработку сланцевого газа.

ExxonMobil была первой нефтегазовой компанией, свернувшей свою деятельность в стране. За ней в 2013 г. последовали Marathon Oil и Talisman Energy.

При этом недавно премьер-министр страны Дональд Туск предложил ЕС план "энергетического союза". Вместо того чтобы работать над вопросом децентрализации рынка газа, Туск предлагает создать орган ЕС для координации закупок газа и ведения переговоров по единой цене для почти всех европейских потребителей с российским "Газпромом".

При этом план предполагает помощь государствам-членам в случае сокращения поставок газа, что происходило уже дважды за последние несколько лет из-за платежных споров "Газпрома" с Украиной.

Но Туск волнуется не только об улучшении условий при закупке газа, он надеется поддержать польскую угольную промышленность за счет соседей, хотя те не планируют увеличения доли "грязной" энергии в своем энергобалансе.

История сближения Польши и США С исторической и географической точки зрения Польша – первая в списке европейских стран, обеспокоенных действиями России в последнее время. Территорию Польши на протяжении последних трех столетий занимали разные страны, включая Германию, Австрию, Россию, и это вынудило власти страны искать возможные военные союзы, говорится в исследовании Stratfor.

После вступления в НАТО в 1999 г. Варшава стремилась укреплять свои связи с соседями в Центральной Европе. Создание Вышеградской группы, в которую также входят Чехия, Словакия и Венгрия, является частью этой стратегии.

Но у Польши есть две проблемы. Во-первых, не у всех партнеров есть ощущение необходимости срочных действий, когда речь заходит о России.

Во-вторых, большинство соседей Польши снижают их расходы на оборону. Эта тенденция началась более 10 лет назад, когда НАТО воспринималась как твердая военная защита. Экономический кризис усугубил ситуацию, так как странам приходилось решать, стоит покупать танки и ракеты или выплачивать пособия по безработице.

Кризис в ЕС только добавил проблем: крупнейшие экономики Западной Европы не хотят или не могут инвестировать в Центральную и Восточную Европу, в то время как Россия становится все более привлекательным источником иностранных инвестиций.

Кроме этого, все соседи Польши зависят от российских энергоносителей, поэтому они весьма осторожно относятся к региональной интеграции, которая могла бы поставить под угрозу отношения с Москвой.

Например, 21 мая правительство Чехии отклонило идею Польши по созданию единого органа для закупки природного газа от имени всех 28 стран, утверждая, что это вряд ли приведет к снижению цен.

В результате власти Польши на востоке видят набирающую силу Россию, а на западе – фрагментирующийся Европейский союз и "тихую" Германию. Варшава ожидала, что Берлин займет более активную позицию в отношении событий на Украине.

Также Варшава ожидает более широкой поддержки от остальных европейских коллег по реализации плана по созданию энергетического союза для снижения влияния России в Европе.

В настоящее время власти Польши понимают, что Берлин будет оставаться в стороне от противостояния с Москвой из-за сильных энергетических и инвестиционных связей с Россией. Таким образом, Варшава считает необходимым расширить свою сеть союзов.

Позиция Румынии Румыния может стать ключевым союзником Польши. Перед украинским кризисом у Бухареста были холодные отношения с Москвой из-за Приднестровья. Сейчас Румыния также обеспокоена ростом влияния России на Черном море.

Ряд общих интересов может подтолкнуть Румынию и Польшу к усилению связей. Обе страны имеют границы с Украиной и хотели бы видеть стабильное правительство в Киеве.

Соседи Румынии также не позволяют говорить о стабильности. Наибольший интерес для властей Румынии представляет Болгария. София старается балансировать внешнюю политику между Москвой и Брюсселем. В частности, во многом страна зависит от субсидий ЕС, но старается привлечь как можно больше российских инвестиций, особенно в энергетическом секторе. В любом случае Болгария не будет вступать в антироссийские альянсы, если не получит достаточных гарантий от своих партнеров.

Польша и Румыния являются ключевыми фигурами для создания морского альянса, и если он будет сформирован, он станет более привлекательным для Болгарии. Если Польша и Румыния укрепят свои связи, за ними могут последовать Чехия, Словакия, Венгрия и Болгария. Еще одним важным потенциальным членом альянса может стать Турция.

Пока союза нет, поэтому Польша и Румыния действуют независимо. Польша сейчас строит терминал СПГ в Балтийском море и пытается привлечь инвесторов для разработки месторождений сланцевого газа. В военной сфере Польша является одной из немногих стран ЕС, кто увеличивает военный бюджет, несмотря на экономический кризис. Румыния также делает нечто похожее.

Но пока проблем у стран слишком много. Несколько иностранных компаний отказались от разведки в Польше из-за неопределенной регуляторной системы страны и сложной геологии. В Румынии инвестициям мешает правовая неопределенность. Этим странам предстоит еще долгий путь, до того момента как они станут надежными партнерами для иностранных инвесторов.

Важная роль США Дополнительным препятствием на пути интеграции стран Центральной и Восточной Европы является то, что они более заинтересованы в развитии отношений с США, чем друг с другом. И это ставит США в затруднительное положение: с одной стороны, Америка должна убедить своих союзников в своих серьезных намерениях по их защите, а с другой – ей необходимо подтолкнуть их сделать что-либо самим.

Другими словами, потенциальный союз Польши с другими странами не будет работать без более активного участия США. Все эти страны говорят о необходимости увеличения числа современной техники, ПВО и пехоты, и в конечном итоге США придется поставлять им вооружение. В том числе это необходимо для укрепления проамериканских сил для создания благоприятной среды для западных инвестиций. Стратегия также потребует значительных инвестиций в области энергетических проектов.

В любом случае, несмотря на интересы Польши и Румынии, окончательное решение по созданию союза будет за США, так как именно эта страна будет предоставлять экономическую и военную помощь.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
США и польский вопрос

Поделитесь с друзьями: