InvestFuture

7 вопросов еврокомиссару по энергетике Эттингеру

Прочитали: 236

Еврокомиссар Гюнтер Эттингер является ключевой фигурой в Евросоюзе и ответственным за реализацию энергетической политики Европейского союза, а также по вопросам, связанным с ядерной энергетикой (Евроатом).

Данная должность стала востребована, как только была разработана единая энергетическая политика Евросоюза. Именно поэтому Эттингер выступает медиатором в "газовом конфликте" между Россией и Украиной, который угрожает энергетической стабильности в Европе.

1. Каковы будут действия европейских политиков осенью, когда станет очевидно, что Украина не готова к отопительному сезону и поэтому вынуждена отбирать из газопровода газ, идущий в Европу?

Для прохождения зимнего отопительного сезона Украине необходимо 18 млрд куб. м газа. На текущий момент объем газа в собственных хранилищах оценивается в 12 млрд куб. м, причем около 11,5 млрд куб. м было закачено за последние месяцы, причем оплата за этот газ не производилась.

Для технологического обеспечения транзита Украина также должна закачивать газ в хранилища, к осени текущего года потребуется закачка еще 6-7 млрд куб. м. Однако "Газпром" не готов продавать газ по ценам, гораздо ниже рыночных. Фактически во время отопительного сезона украинская сторона в одностороннем порядке будет забирать газ, идущий в Европу.

2. Знаете ли Вы, что ряд американских политиков, в том числе и сенатор Маккейн, посещали восточно-европейские страны и открыто призывали отказаться от "Южного потока" - газопровода, который должен повысить надежность поставок газа из России?

Накануне премьер-министр Болгарии Пламен Орешарски заявил о приостановке участия Болгарии в проекте "Южный поток". О своем решении политик объявил по итогам встречи с гостями из США, которые, казалось бы, вообще не имеют права голоса в этом вопросе. Общался Орешарски с сенаторами-республиканцами Джоном Маккейном и Роном Джонсоном и демократом Кристофером Мерфи.

Интересно, что Маккейн прямым текстом говорит о своей антироссийской позиции. По его словам, в "Южном потоке" должно быть "настолько мало российского участия, насколько это возможно". Газопровод "Южный поток" стоимостью $39 млрд, рассчитанный на поставку 63 млрд куб. м газа в год, должен пройти по дну Черного моря через Болгарию, Сербию, Венгрию и Словению на северо-восток Италии.

"Газпром" рассчитывает, что запуск "Южного потока" позволит поставлять российский газ в Европу, минуя Украину, политика которой уже не первый раз ставит под угрозу поставки газа в Европу.

3. Как Вы думаете, почему одновременно с этим американская сторона проявляет интерес к покупке ГТС Украины, которая, по их же словам, не имеет той же ценности при наличии альтернативы в виде "Южного и Северного потоков"?

В прошлом году объем потребления газа в Европе составил 541 млрд куб. м, импортировано было 253 млрд куб. м. При этом поставки "Газпрома" в Европу (включая Турцию) в прошлом году достигли 161,1 млрд куб. м, то есть доля "Газпрома" на европейском рынке газа выросла до 29,9%, а большая часть поставок все еще осуществляется через территорию Украины.

В то же время в случае использования всех мощностей газопроводов "Северный поток" и "Южный поток" объем поставок по этим направлениям достигнет 110-120 млрд куб. м. Таким образом удастся добиться стабилизации поставок путем нивелирования "украинского фактора".

4. Не кажется ли Вам странным, что российский газ, который при проходе через определенную точку должен стать европейским, изымается третьей стороной. В то же время вы предлагайте пойти Украине навстречу и предложить рассрочку, игнорируя опыт предыдущих лет, когда не раз делались уступки?

На пресс-конференции глава "Газпрома" Алексей Миллер заявил, что Украина продолжает распоряжаться российским газом как своим.

"Украина распоряжается российским газом в своей трубе как своим. Прав она таких не имеет. Собственность российский газ в украинской трубе не меняет", - сказал Миллер.

Российская сторона за последние десять лет не раз шла на уступки и предлагала различные формы схем, в том числе и скидки, которые могли бы облегчить для Украины оплату за газ, однако такие шаги не способствовали решению регулярно возникавших "газовых конфликтов".

Несмотря на это, еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер предложил рассрочку для украинской стороны.

"Мы предложили, чтобы Украина перевела в течение двух дней $1 млрд на счета "Газпрома", а также предложили план погашения оставшейся задолженности в течение полугода, чтобы до конца года погасить долг и параллельно регулярно оплачивать текущие счета", - заявил Гюнтер.

Более того, еврокомиссар предложил использовать в качестве исходной цену в $286 за 1 тыс. куб. м, что гораздо ниже рыночных цен в Европе.

"Исходная цена составляет $286, временно устанавливается переходный уровень цены, а затем через "мягкий арбитраж" согласовать итоговую цену. Мое предложение сводилось к тому, чтобы в зимние месяцы, с октября по март, она составляла около $385, а в летние, с апреля по сентябрь, - около $300", - сообщил еврокомиссар.

5. Разработка сланцевых месторождений была запрещена в ряде европейских стран. Не настораживает ли Вас тот факт, что использование этих губительных для экологии технологий лоббируют антироссийски настроенные политики?

Добыча сланцевого газа активно обсуждалась в Европе ранее, но в результате Франция, Великобритания, страны Восточной Европы – все они отказались от планов по добыче.

Повторить сланцевую революцию США оказалось практически невозможно. Разработка сланцевых месторождений связана с сильным негативным влиянием на окружающую среду.

При использовании гидроразрыва пласта используется специальная смесь, в которой содержится большое количество химикатов, вода и песок. При добыче эту операцию повторяют до 10 раз в год на одной территории, что неизбежно ведет к загрязнению больших территорий и грунтовых вод. В результате добывать газ таким способом можно только в малозаселенных районах, а их в Европе крайне мало.

6. До того момента как Европа сможет хеджировать свои поставки путем введения в эксплуатацию в большом количестве терминалов СПГ, пройдет еще около 3-5 лет. Зачем же способствовать росту рисков для Европы в этот период?

В начале текущего года глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу на конференции по энергетической безопасности в Брюсселе изложил предложения по повышению стабильности энергетического рынка Европы.

В основе плана лежит цель по снижению зависимости европейского блока от России, которая поставляет более 30% газа в ЕС, что делает ее самым крупным поставщиком на сегодняшний день. Ключевой идеей этого плана является строительство большого количества терминалов для сжиженного природного газа вдоль береговой линии Европы, так как это позволит увеличивать поставки из Катара и США. Власти ЕС ожидают, что экспорт из США может начаться уже в 2018 г.

7. Не находите ли Вы довольно странной ситуацию, когда страны-локомотивы европейской экономики, такие как Германия, Великобритания, Италия, являются крупнейшими потребителями российского газа?

Именно Германия и Италия лоббировали строительство "Северного потока" и лоббируют проект строительства "Южного потока", поскольку больше всего хотят видеть Россию в качестве надежного поставщика.

Страны Юго-Восточной Европы не сильно противодействуют строительству "Южного потока". Сербское правительство недавно объявило, что строительство начнется уже во II квартале 2014 г., несмотря на украинский кризис и возражения Еврокомиссии.

По словам представительства правительства Сербии, дестабилизация ситуации на Украине делает проект еще более актуальным, чем когда-либо. Информационный поток, приходящий из Белграда, указывает на то, что подавляющее большинство политиков и корпоративный сектор поддерживают строительство "Южного потока".

В Болгарии ситуация аналогичная. Министерство энергетики и национальной экономики сообщило о необходимости реализации проекта газопровода.

Нельзя не упомянуть об Италии. С одной стороны, она играет важную роль в противодействии "Южному потоку", так как это угроза ENI, но с другой стороны, развитие этого проекта ей крайне выгодно. При этом у итальянского корпоративного мира тесные связи с Россией, и это имеет исключительно важное значение.

Причина достаточно проста, хотя она редко упоминается. У Италии, как и у Германии, нет достаточного количества энергоресурсов, имеющих важное значение, но она зависит от использования устойчивого, безопасного, дешевого и высококачественного притока природного газа. То есть доступ к российскому газу – это "вопрос жизни и смерти".

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
7 вопросов еврокомиссару

Поделитесь с друзьями: