InvestFuture

Улюкаев предложил вложить весь ФНБ в инфраструктуру

Прочитали: 18

Фонд национального благосостояния (ФНБ), который призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан РФ, необходимо вложить в инфраструктурные проекты, считает глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев.

ФНБ обеспечивает софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан РФ и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ.

Согласно данным Минфина размер ФНБ на 1 июня 2014 г. составлял $87,32 млрд, или 3,033 трлн руб., или 4,1% от ВВП.

Вложения ФНБ будут доходными

Премьер-министр Дмитрий Медведев в начале июня 2014 г. подписал постановление об утверждении предельного объема средств ФНБ на уровне 60% для инвестиций в инфраструктурные проекты.

В частности, предельный объем средств ФНБ, направляемых на реализацию самоокупаемых инфраструктурных проектов, размещаемых на депозитах и остатках на банковских счетах в банках, кредитных организациях и во Внешэкономбанке, установлен на уровне 40% от общего объема средств ФНБ по состоянию на 1 января 2014 г., в размере 10% - на проекты, реализуемые с участием Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), и 10% - на проекты, реализуемые госкорпорацией "Росатом".

Одновременно правительство в июне 2014 г. выбрало ряд самоокупаемых инфраструктурных проектов, которые проинвестирует ФНБ на возвратной основе: - проект "Строительство железной дороги Элегест – Кызыл – Курагино и угольного портового терминала на Дальнем Востоке в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва"; - проекты "Строительство интеллектуальных сетей", "Ликвидация цифрового неравенства в малонаселенных пунктах России", реализуемыми с участием РФПИ.

Финансирование этих проектов за счет средств ФНБ предусмотрено соответственно в объеме 86,86 млрд руб., 1,1 млрд руб. и 27 млрд руб. Минимальная доходность инвестирования средств ФНБ по проектам определена на уровне инфляции, увеличенной на 1 процентный пункт, отмечается в постановлении правительства.

"При вложениях в долгосрочные инвестиционные проекты риски вполне умеренные, а доходность довольно высока. И решаются серьезные народно-хозяйственные проблемы. На мой взгляд, можно и даже нужно все 100% ФНБ инвестировать в инфраструктурные проекты", - заявил Улюкаев, передает Reuters.

Минфин выступает против вложений ФНБ в размере свыше 40% из-за высоких инвестиционных и инфляционных рисков.

"ФНБ надо использовать там, где больше нет иной возможности, где без этих средств проекта не будет вообще", - сказал Улюкаев.

Но докапитализировать "Газпром" за счет ФНБ ради строительства газопровода в Китай неразумно. "Это обсуждаемо, но не было бы лучшим решением. Во-первых, это мегапроект, для которого сумма около 100 млрд руб. не очень значима. Конечно же, "Газпром" в состоянии привлечь финансирование", - сказал Улюкаев.

По его мнению, есть риск невозврата инвестиций ФНБ, но в условиях замедления инвестиций правительство выбирает не между хорошим и очень хорошим, а между плохим и очень плохим.

"Гипотетические отдаленные риски для нас почему-то важнее, чем реальные риски сегодня. У нас отрицательные инвестиции уже сегодня", - сказал Улюкаев.

"Могу ли я дать гарантию, что мы инвестируем эти деньги в эффективные проекты? Нет, не могу. Есть механизм лоббирования, есть изменение спроса, коммерческие риски. Мы стараемся быть очень внимательными к этим проектам, но никаких гарантий быть не может. Это риск. Но и не инвестировать — тоже риск. И сейчас уже риск неинвестирования становится выше, чем риск инвестирования", - сказал он.

Резервный фонд также надо направить на инвестиции

Деньги Резервного фонда также можно инвестировать в проекты, полагает Улюкаев. Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет, поясняют в Минфине.

Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд РФ. В отличие от Стабфонда помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.

Максимальный размер Резервного фонда закреплен на уровне 10% прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта Российской Федерации.

"Те дополнительные нефтегазовые доходы, которые будут получены в этом году, - разве они от конъюнктуры? В значительной степени это результат курсовой переоценки. А курс-то какое отношение имеет к конъюнктуре товарного рынка?. Если допдоходы получены из-за ослабления курса, можно их тратить, и, наоборот, если курс пойдет в противоположную сторону, укрепится, должны честно в обратную сторону сыграть", - пояснил Улюкаев механизм инвестирования средств Резервного фонда.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Улюкаев предложил

Поделитесь с друзьями: