InvestFuture

Рогофф: ЕС не в состоянии решить долговую проблему

Прочитали: 22

Европа не в состоянии решить долговые проблемы, поскольку для этого требуются радикальные меры, которые не могут себе позволить политические лидеры стран региона. Об этом в своей статье на Project Syndicate пишет профессор экономики Гарварда Кеннет Рогофф.

Между лидерами еврозоны продолжаются переговоры на тему того, как лучше оживить экономический рост: французские и итальянские лидеры выдвигают предложение, что стоит ослабить жесткий "фискальный пакт" еврозоны. Однако лидеры северных стран-членов ЕС продолжают настаивать на реализации значительной структурной реформы. В лучшем случае обе стороны получат то, что они хотели, но трудно предвидеть такой конечный итог, который не включает в себя значительную реструктуризацию задолженности или перенос сроков. Неспособность европейских политиков предположить и обсудить этот сценарий возлагает огромное бремя на Европейский центральный банк.

Хотя есть много причин, объясняющих отстающее восстановление экономики еврозоны, ясно одно: государственный и частный долг достиг угрожающих размеров. Общие долги частников и финансовых институтов как доля национального дохода на данный момент выше, чем они были до финансового кризиса. Нефинансовый корпоративный долг лишь незначительно сократился. А государственный долг, конечно, резко возрос из-за спасения банков и резкого снижения налоговых поступлений, что сопутствовало рецессии.

Да, в Европе также идет борьба с демографическим старением населения. Южные страны еврозоны, такие как Италия и Испания, страдают от растущей конкуренции с Китаем в отраслях текстильной и легкой промышленности. Но так же как докризисный кредитный бум маскировал основополагающие структурные проблемы, посткризисные кредитные ограничения значительно усиливают экономический спад.

Правда, экономический рост Германии во многом обязан готовности страны десять лет назад заниматься болезненными экономическими реформами, особенно реформами правил на рынке труда. Сегодня кажется, что в Германии царствуют полная занятость и экономический рост, превышающий средний минимум. Немецкие лидеры небезосновательно считают, что если бы Франция и Италия приняли аналогичные реформы, экономики этих стран росли бы столь же "чудесным образом", как и немецкая.

Но есть ли результаты в странах, проделавших подобные шаги в направлении реформ после кризиса, в таких странах, как Португалия, Ирландия и (особенно) Испания? Как отмечалось в недавнем обзоре Международного валютного фонда Fiscal Monitor, все страны еще страдают от значительных долговых проблем: во всех из них по-прежнему можно найти двузначные процентные показатели безработицы и замедляющийся рост экономики.

Ошеломляющее долговое бремя захватывает страну в порочный круг. Необыкновенно высокие государственные и частные долги ограничивают возможности страны и становятся бесспорно связаны с замедлением роста, что в свою очередь затрудняет побег из долговой петли. Есть веские основания для увеличения долгового давления, если цель заключается в финансировании высокопродуктивных инвестиций в инфраструктуру. Европа значительно отстает по сравнению со многими азиатскими странами в ее усилиях по расширению охвата широкополосной связи. Помимо северных стран ЕС, электрические сети тщательно раздроблены, и нужны значительные усилия для их интеграции. Повышение уровня долга в целях значительного увеличения и обеспечения долгосрочного роста имеет смысл, особенно в условиях низких реальных процентных ставок. Аналогичное рассуждение можно сделать для расходов, направленных на повышение качества образования, например для улучшения недостаточно финансируемых университетов Европы.

Однако, помимо инвестиций в повышение экономического благосостояния, процесс стимулирования экономики становится все более активным. Брэд Делонг и Ларри Саммерс утверждали, что в "зажатой" экономике краткосрочные увеличения заимствований могут привести к негативным последствиям, даже если расходы не напрямую увеличивают долгосрочный потенциал. А с другой стороны, Альберто Алесина и Сильвия Ардагна утверждают, что в экономике с большой и неэффективной властью меры стабилизации долга, направленные на сокращение размеров правительства, в действительности могут оказаться экспансионистскими.

Признаюсь, что в подобных дискуссиях я аутсайдер.Однако моя интуиция и здравый смысл подсказывают мне, что обе точки зрения являются экстремальными. В общем, ни чистый аскетизм, ни настоящая кейнсианская стратегия стимулирования не способны помочь странам избежать ловушки высокого долга. На протяжении всей истории другие меры, в том числе реструктуризация долга, инфляция и различные формы налогообложения на богатство, как правило, играли значительную роль.

Трудно понять, как европейские страны могут бесконечно избегать использования полномасштабных мер против высокого долга, особенно для наладки уязвимой экономики периферии еврозоны. ЕЦБ скоро придется признать тот факт, что структурные реформы и жесткая экономия бюджетных средств отнюдь не являются полным решением для долговых проблем Европы. В октябре и ноябре 2014 г. ЕЦБ объявит результаты своих стресс-тестов для банков. Поскольку многочисленные банки составляют большой объем всего государственного долга еврозоны, результаты будут значительно зависеть от того, как ЕЦБ оценивает суверенный риск.

Если ЕЦБ будет всерьез преуменьшать эти риски, то его авторитетная роль регулятора будет подпорчена в глазах публики. Если он будет выдавать более четкие заявления по поводу рисков, есть вероятность, что в некоторых странах в периферии еврозоны могут возникнуть трудности и они будут нуждаться в помощи с севера. Хочется надеяться, что ЕЦБ будет откровенным. Настало время для переговоров насчет облегчения долгового бремени для всей периферии еврозоны.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Рогофф: ЕС не в

Поделитесь с друзьями: