InvestFuture

Минфин: санкции снизят рост ВВП России в 2014 году

Прочитали: 47

Мировая экономика в 2014 г. вырастет на 3,6%, а к 2017 г. темпы ее прироста увеличатся до 4%, - сообщается в новом прогнозе Минфина. Среднегодовая цена на российскую нефть Urals, заложенная в госбюджете-2104, повышена до $104 за баррель против $101 за баррель, которые ранее были в прогнозе от 16 сентября 2013 г., а в 2015-2017 г.г. составит $100 за баррель. Санкции могут снизить прирост ВВП России в 2014 г. в 2,5 раза до 0,2%.

В 2014 г. ожидается замедление прироста ВВП России до 0,5%, сообщается в опубликованных Минфином "Основных направлениях бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".

Основной фактор, влияющий на столь существенное снижение оценки экономического роста по сравнению с сентябрьским прогнозом 2013 г., – продолжающееся снижение инвестиций в связи с геополитической напряженностью. Другим фактором, оказывающим влияние на снижение оценки ВВП, является существенное замедление роста производственных и торговых запасов предприятий на фоне ожиданий низкого внутреннего спроса.

Третий важный фактор – пересмотр роста потребительского спроса: прогноз прироста оборота розничной торговли снижен с 4,0% до 1,9%, объема платных услуг – с 2,5% до 1,6%, а реальные располагаемые доходы – с 3,4% до 0,5%. Замедление потребительского спроса ожидается до конца года.

Уровень потребительских цен повышен в 2014 г. с 4,5-5,5% (в прогнозе от 16 сентября 2013 г.) до 5,5-6,5%, что преимущественно связано с более высоким прогнозом курса доллара США. Номинальный курс повышен в 2014 г. с 33,4 рублей до 35,5 рублей за 1 доллар США.

Санкции замедлят рост экономики

Введение санкций в отношении отдельных отраслей российской экономики может привести к ухудшению их финансового состояния, условий заимствования, росту "премий" за риск и усилению оттока капитала. Это может привести к дальнейшему ослаблению обменного курса, росту инфляции и ухудшению потребительской уверенности. В условиях роста общей неуверенности и снижения экономической активности может продолжиться дальнейшее сокращение инвестиций в основной капитал.

Кроме того, сохраняется риск нарушения экспортных поставок газа через Украину, а также введения торговых санкций со стороны стран Евросоюза. В краткосрочном и среднесрочном периодах у России достаточно резервов для компенсации большей части возможных экономических потерь, связанных с санкциями, в то же время эскалация напряженности может понизить прирост ВВП с 0,5% до 0,2-0,3% уже в 2014 г., подсчитали в Минфине.

В более длительной перспективе санкции могут оказать существенное влияние на снижение бюджетной устойчивости, а также ухудшение условий и сокращение возможностей для модернизации при ограничении импорта технологий, инвестиций и передовых практик.

Инфляция снизится, как и цены на нефть и газ

Уровень инфляции будет снижаться до 3,8-4,8% в 2017 г. в среднесрочной перспективе под воздействием умеренного повышения доходов населения, относительной стабилизации номинального курса рубля, консервативной денежной политики, ограничений роста коммунальных тарифов, умеренной динамики мировых цен на зерно и продовольствие, прогнозирует Минфин.

Также были пересмотрены оценки экспорта и импорта товаров по сравнению с сентябрем 2013 г. Вклад экспорта в рост ВВП в 2014 г., будет, вероятнее всего, отрицательным, полагают в Минфине. При этом благодаря повышению прогнозной цены на нефть в 2014 г., а также более высокой базе 2013 г. объем экспорта товаров повысится. В результате пересмотра динамики курса и снижения оценок внутреннего спроса оценка импорта товаров в 2014 г. понижена.

Под воздействием снижения цен на нефть и газ экспорт товаров будет снижаться до 2015 г. С 2016 г. рост возобновится. Импорт товаров в 2015-2017 г.г. будет ограничен внутренним спросом и динамикой обменного курса. На протяжении всего среднесрочного периода реальный курс рубля будет ослабевать.

Базовый вариант прогноза социально-экономического развития РФ в 2015 г. и плановом периоде 2016 и 2017 г.г., взятый за основу для составления проекта федерального бюджета на 2015 - 2017 г.г., предусматривает существенное замедление экономики в 2014 г. и постепенное ускорение темпов прироста экономики – с 2,0% в 2015 г. до 3,3% в 2017 г.

Риски для бюджета

Есть сценарий Минэкономики и Минфина, когда масштабные экономические санкции к России не применяются, допускается ослабление внешнеполитической напряженности во второй половине 2014 г. и возобновление роста инвестиций в основной капитал.

Но экономике угрожают другие риски:

1.Нефть. При этом остаются другие риски для роста экономики РФ. Существует вероятность снижения цены на нефть в связи с высоким предложением нефти, превышающим спрос, а, с другой стороны, высока вероятность повышения цены на нефть в связи с сохранением растущего спроса на нефть и нестабильностью поставок. Сейчас цены на нефть снижаются третью неделю подряд и в Лондоне и Нью-Йорке, приближаясь к психологически важному для рынка уровню в $100 за баррель.

2. Заимствования. В 2014 г. размещение гособлигаций ведется в условиях ряда неблагоприятных рыночных факторов: сворачивания монетарных мер стимулирования экономики США, обострения геополитической ситуации вокруг Украины, что способствовало ослаблению российской национальной валюты.

Выросла доходность и волатильность цен госбумаг. Но массового оттока нерезидентов с рынка гособлигаций не произошло, присутствие инвесторов сохранилось практически в прежнем объеме – на уровне 22-23% от общего числа держателей облигаций РФ, заявили в Минфине.

В то же время существенное сокращение программы заимствований в текущем году снижает риски ее неисполнения. Кроме этого, вносимые изменения в программу заимствований предполагают отказ от внешних госзаймов в 2014 г. в связи с неблагоприятной рыночной конъюнктурой.

С учетом снижения поступлений от приватизации имущества этот фактор может быть актуальным и в 2015-2017 г.г. В среднесрочной перспективе могут также проявиться риски, связанные с ухудшением ситуации на долговом рынке Еврозоны, риски замедления китайской экономики, иные риски, которые могут привести к ухудшению ситуации на мировых финансовых рынках.

3. Инфляция. Большие сложности для российской экономики несут в себе инфляционные риски. В условиях высокой зависимости инфляции от ослабления обменного курса, форсированные меры по подавлению инфляции могут потребовать дальнейшего роста процентных ставок и сокращения банковского кредита, что негативно повлияет на экономическую активность.

Риск ускорения инфляции также может быть связан с более высоким ростом цен на электроэнергию на оптовом рынке, а также цен на тепло и воду.

4. Госгарантии. Госгарантии правительства РФ по страхованию вкладов, а также риски невозврата бюджетных кредитов в условиях роста дефицита бюджетов регионов.

На сегодняшний день общий объем субнационального долга превысил 2 трлн. руб., то есть увеличился кратно за последнее десятилетие. При этом на сегодняшний день остается нереализованной концепция выработки и применения мер практического принуждения регионов, муниципалитетов, допускающих нарушения ограничений в отношении долговой политики, - заявили в Минфине.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Минфин: санкции снизят

Поделитесь с друзьями: