InvestFuture

Тяжелые времена для производителей вооружения

Прочитали: 35

Звезда программы так и не появилась в небе международного аэрокосмического салона в Фарнборо, который недавно состоялся в Великобритании. Американский истребитель-бомбардировщик пятого поколения F-35 не смог подняться в воздух из-за неожиданного пожара в моторе. Больше всего, разумеется, расстроился производитель военного самолета Lockheed Martin.

На разработку и производство F-35 компания потратила долгие годы и астрономический бюджет. Провал истребителя-бомбардировщика напомнил приехавшим в Фарнборо чиновникам оборонных ведомств различных стран, что они должны избегать сложных и дорогих контрактов.

Производители вооружения переживают в настоящее время не лучшие времена. Страны с большим оборонным бюджетом, в первую очередь США, пытаются уменьшить государственный дефицит и хотят получить новую военную технику по минимальным ценам. Прибыль 17 из 20 крупнейших американских производителей вооружения снизилась в 2013 г.

Возглавляемые американцами военные кампании в Ираке и Афганистане помогли довести военные расходы в мире до рекордных $1,7 трлн в 2008 г. С тех пор эта цифра опустилась на $100 млрд, уточняет британский журнал The Economist.

Хорошая новость для производителей в том, что худшее, скорее всего, уже позади. Конгресс США частично отменил ежегодное автоматическое сокращение бюджета министерства обороны. В Европе замедлилось снижение военных расходов.

Растущее богатство развивающихся стран и новые угрозы в Сирии, Ираке и Южно-Китайском море заставляют государства в Азии, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке увеличивать свои военные расходы. Тем не менее рынок вооружения (за исключением России и Китая), по мнению экспертов, достигнет своего дна в следующем году.

И хотя бюджет Пентагона равен бюджетам 15 министерств обороны других стран, его больше нельзя назвать безграничным. Американские военные чиновники все чаще придерживаются формулы “обойдемся меньшим”, что означает использование старой, но усовершенствованной военной техники. Так, например, легендарный бомбардировщик B-52 (компания Boeing) останется в строю до 2042 г., когда этой модели самолета исполнится 90 лет.

Резкое сокращение военных расходов в 1990-х гг. привело к серии слияний производителей военной техники, которые таким образом пытаются уменьшить убытки. Сегодня Пентагон не скрывает своего негативного отношения к подобным объединениям, считая, что этот тренд вредит конкуренции.

Именно по этой причине в 2012 г. провалилось слияние военного подразделения Airbus и BAE Systems. В связи с этим крупные военные подрядчики стараются максимально снизить расходы и сокращают число рабочих на своих предприятиях.

Освоение гражданского рынка – один из главных способов для военных производителей остаться рентабельными. У некоторых крупнейших подрядчиков Пентагона, среди которых Boeing и UTC, на гражданские подразделения уже сейчас приходится более 50% от общего объема производства.

Для увеличения прибыли западным производителям военной техники приходится также искать новые рынки. Значительное число стран (от Ближнего Востока до Восточной Азии) готовы тратить миллиарды долларов на новые истребители, ракеты и танки. Но эти рынки имеют свои особенности и нюансы.

Так, например, Индия – желанный для многих западных компаний клиент - выставляет жесткие условия перед подписанием военных контрактов. Дели настаивает на производстве некоторых видов вооружения на своей территории, а также хочет получить доступ к “чувствительным” технологиям.

Не секрет, что мировой рынок вооружений очень конкурентный. Азиатские и латиноамериканские страны часто предпочитают российскую или китайскую технику, которая порой уступает по качеству западным образцам, из-за своей низкой цены. Все больше стран, включая Японию и Южную Корею, также выходят со своей военной продукцией на мировой рынок.

Производители военной техники, которые имеют крупные гражданские аэрокосмические подразделения, безусловно, находятся в преимущественном положении, так как могут использовать свои разработки и исследования в обоих секторах. Им также проще продавать истребители министерству обороны страны, чьи государственные авиакомпании уже являются их клиентами.

Недавняя реструктуризация Airbus частично нацелена на эту модель деятельности. Сегодня гражданская авиационная отрасль переживает настоящий бум, что дает подобным фирмам серьезные преимущества. Потенциальные покупатели военных самолетов скорее заключат контракт с теми компаниями, которые будут на рынке через 10 или 20 лет.

Корпорации, которые занимаются производством исключительно военной техники, ждут тяжелые времена. Хотя они и надеются, что придет день, когда оборонные ведомства будут вновь щедро финансировать проекты, подобные истребителю-бомбардировщику F-35.

Но, скорее всего, эти времена уже никогда не наступят, и для того чтобы выжить, компаниям придется радикально перестраивать свою работу.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Тяжелые времена для

Поделитесь с друзьями: