InvestFuture

Секреты ведения бизнеса в Африке

Прочитали: 28

В 2001 г. небольшая южноафриканская телекоммуникационная компания MTN купила за $285 млн лицензию на распространение мобильного сигнала на государственном аукционе в Нигерии. Наблюдатели назвали решение MTN “сумасшествием”.

В течение четырех десятилетий страна находилась под военной диктатурой. В Нигерии были большие запасы нефти, но во всем остальном она была очень бедной. Ее инфраструктура была практически полностью разрушена.

Государственной телефонной компании потребовался век, чтобы довести общее количество абонентов до нескольких сотен тысяч (при населении в 120 млн человек). Деловой климат трудно было назвать стабильным.

Однако MTN пошла на риск. Руководители компании узнали от своих друзей, что в Нигерии около 10 млн подписчиков платного телевидения. Если так много нигерийцев могли позволить себе спутниковое ТВ, то они могут купить мобильный телефон.

В течение пяти лет клиентами MTN в Нигерии стали 32 млн человек. В настоящее время компания работает по всей Африке и на Ближнем Востоке, но Нигерия остается ее единственным крупнейшим источником дохода, пишет британский журнал The Economist.

Много компаний были щедро вознаграждены за рискованное инвестирование в Нигерию. В Африке находятся одни из самых быстроразвивающихся экономик мира, и Нигерия - крупнейшая среди них. В апреле в стране пересмотрели официальный ВВП, в результате чего он увеличился на 90% (до этого использовалась устаревшая методика статистики).

Сегодня каждый пятый житель Африки южнее Сахары живет в Нигерии. Население страны увеличивается ежегодно на 2-3%, причем ее значительная часть - это молодые, амбициозные и все больше образованные люди.

Нигерия стала неким полигоном для проверки стратегии крупнейших мировых производителей потребительских товаров для всей Африки. И это не только из-за ее размера.

Это также из-за мощного влияния нигерийской культуры – музыки и кинематографа – на всю Африку, считает Йа Нсакох из Unilever. Англо-голландская компания работает в Нигерии почти сто лет и в последнее время активно увеличивает свой бизнес в стране.

Ее швейцарский конкурент Nestle также планирует в три раза увеличить продажи в ближайшее десятилетие. Американский Procter & Gamble, другой мировой производитель потребительских товаров, недавно завершил строительство завода недалеко от Лагоса.

Британский SABMiller, второй крупнейший в мире производитель пива, в 2012 г. открыл предприятие в дельте реки Нигер.

Однако Нигерия является примером не только больших возможностей в Африке, но и всех недостатков Черного континента. Эпидемия лихорадки эболы в Гвинее дошла до Лагоса. Атаки фанатиков радикальной исламистской группы “Боко Харам” – напоминание о существовании многочисленных конфликтов в Африке. В стране в ужасающем состоянии транспорт, а также энергетическая инфраструктура.

Правила ведения бизнеса могут измениться в любой момент и, как правило, в худшую сторону. Доступ к массовому потребителю – непростая задача, так как большая часть торговли происходит на открытых рынках или в ларьках вдоль дороги. Тем не менее растущее число мировых брендов верят в Нигерию и готовы рисковать.

Но иностранные компании, которые хотели бы вести бизнес в Нигерии, должны помнить о трех важных вещах. Во-первых, быть очень осторожными в выборе партнера. Самой большой ошибкой зарубежной фирмы может стать некомпетентный или нечестный дистрибьютор. Даже работа с надежной местной фирмой может оказаться неудачной, если отсутствуют достаточные меры поощрения.

Во-вторых, ошибочная уверенность в том, что модель ведения бизнеса, опробованная где-то еще, автоматически принесет успех в Нигерии. Африка – континент с проблемами, которые не существуют где-либо еще.

Управлять нигерийским бизнесом дистанционно - третья типичная ошибка иностранцев. Компании добиваются успеха лишь тогда, когда становятся нигерийскими, а местные жители воспринимают их бренды как свои.

Согласно прогнозу ООН население Нигерии превысит 300 млн к 2045 г. Некоторые компании уже сейчас готовятся к такому расширению рынка. Так, Unilever внедряет новую схему присутствия в отдаленных регионах.

Компания берет на работу женщин в качестве местных агентов, которые понимают язык региона, его традиции и социальную структуру. Кроме того, для снижения транспортных расходов Unilever активно расширяет местное производство.

Что касается строительства современных торговых помещений, то оно ускоряется, по мере того как деньги для африканских торговых комплексов направляются в фонды прямых инвестиций и имущественные фонды. Ожидается, что в ближайшие два года будет построено как минимум 200 тыс. кв. м торговых помещений в Лагосе, Абудже и других нигерийских городах.

Однако нынешний темп строительства торговых центров едва ли удовлетворит растущий потребительский спрос. Поэтому электронный бизнес будет иметь больший процент в торговле в Нигерии, чем в более развитых экономиках.

Онлайновый ритейлер Jumia – крупнейший интернет-продавец в Африке - начал работать в Нигерии всего два года назад, но уже считает эту страну самой важной для своего успеха. По мнению основателя Jumia Джереми Ходара, это отличное место для тестирования новых проектов.

“Если это работает в Нигерии, то это будет работать везде в Африке”, - уверен Ходара.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Секреты ведения бизнеса

Поделитесь с друзьями: