США, Великобритания и страны Прибалтики хотят добиться увеличения военных расходов НАТО на фоне растущей "угрозы со стороны России". Кто будет расплачиваться за "оборонный банкет"?
Саммит Североатлантического альянса саммит в Уэльсе, 26-й с момента образования военного блока, войдет в историю на фоне резко обострившихся отношений между Россией и Западом. Эту встречу называли не иначе как “поворотной” на современном этапе развития военного блока еще до ее начала.
Главные темы саммита: сдерживание России, военная поддержка Украины, выработка общей стратегии по борьбе с ИГИЛ, сворачивание операции в Афганистане, а также дальнейшее развитие отношений НАТО с пятью странами – Австралией, Грузией, Иорданией, Финляндией и Швецией.
Однако рефреном как нынешнего саммита, так и действий альянса в ближайшем обозримом будущем, будет ситуация на Украине и противодействие России. Андерс Фог Расмуссен, для которого саммит в Уэльсе станет последним на этом посту, надеется, что под проверенным временем паническим кличем “Русские идут!” удастся протолкнуть идею заметного увеличения оборонных расходов в НАТО.
Это основной камень преткновения в альянсе. За последние годы большинство членов НАТО тратили на оборону заметно меньше, чем предусмотрено договоренностями: уровень в 2% от ВВП соблюдают только Великобритания, Греция, США и Эстония. Среди остальных стран блока наиболее близки к соблюдению расходных нормативов Франция, Турция и Польша.
Военные расходы стран НАТО в % от ВВП
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Албания | 1,5 | 1,6 | 1,5 | 1,5 | 1,4 |
Бельгия | 1,2 | 1,1 | 1,1 | 1,1 | 1,0 |
Болгария | 1,9 | 1,7 | 1,4 | 1,4 | 1,4 |
Великобритания | 2,6 | 2,6 | 2,6 | 2,3 | 2,4 |
Венгрия | 1,2 | 1,1 | 1,1 | 1,1 | 0,9 |
Германия | 1,4 | 1,4 | 1,3 | 1,4 | 1,3 |
Греция | 3,2 | 2,7 | 2,4 | 2,3 | 2,3 |
Дания | 1,4 | 1,4 | 1,4 | 1,4 | 1,4 |
Италия | 1,4 | 1,4 | 1,4 | 1,3 | 1,2 |
Испания | 1,2 | 1,1 | 1,0 | 1,1 | 0,9 |
Латвия | 1,2 | 1,0 | 1,0 | 0,9 | 0,9 |
Литва | 1,1 | 0,9 | 0,8 | 0,8 | 0,8 |
Люксембург | 0,4 | 0,5 | 0,4 | 0,4 | 0,4 |
Нидерланды | 1,5 | 1,4 | 1,4 | 1,3 | 1,3 |
Норвегия | 1,6 | 1,5 | 1,5 | 1,4 | 1,4 |
Польша | 1,7 | 1,8 | 1,8 | 1,8 | 1,8 |
Португалия | 1,6 | 1,5 | 1,5 | 1,4 | 1,5 |
Румыния | 1,4 | 1,3 | 1,3 | 1,2 | 1,4 |
Словакия | 1,5 | 1,3 | 1,1 | 1,1 | 1,0 |
Словения | 1,6 | 1,6 | 1,3 | 1,2 | 1,1 |
Турция | 2,1 | 1,9 | 1,8 | 1,8 | 1,8 |
Франция | 2,1 | 2,0 | 1,9 | 1,9 | 1,9 |
Хорватия | 1,6 | 1,6 | 1,6 | 1,5 | 1,5 |
Чехия | 1,6 | 1,3 | 1,1 | 1,1 | 1,1 |
Эстония | 1,8 | 1,7 | 1,7 | 2,0 | 2,0 |
Европа | 1,7 | 1,7 | 1,6 | 1,6 | 1,6 |
Канада | 1,4 | 1,2 | 1,2 | 1,1 | 1,0 |
США | 5,3 | 5,3 | 4,8 | 4,5 | 4,4 |
Северная Америка | 4,9 | 4,9 | 4,4 | 4,2 | 4,1 |
НАТО в целом | 3,3 | 3,3 | 3,0 | 2,9 | 2,9 |
Финансовый кризис в США в 2008 г., последовавшая за ним глобальная рецессия, а затем долговой кризис в Европе в 2010 г., который вынудил страны еврозоны запустить политику сокращения госрасходов, – все это негативно сказалось на военных затратах альянса. Большинство стран продолжают сокращать свои военные расходы. Наиболее близкие союзники в Североатлантическом альянсе – США и Великобритания – в ближайшие годы планируют дальнейшее снижение оборонных затрат.
Стоит добавить, что военные расходы США составляют львиную долю от затрат остальных членов альянса: с 1995 по 2013 гг. доля США в общих расходах НАТО выросла с 59% до 72%.
Экономический локомотив Европы – Германия – тратит на оборону всего 1,3% ВВП и не горит желанием наращивать свой военный потенциал. В конце августа пресс-секретарь Министерства обороны ФРГ довольно скептически отозвался об оценке оборонных затрат только на основе соотношения расходов к ВВП: "Германия считает данный критерий недостаточным для оценки верности отдельных членов альянса своим обязательствам. Мы должны меньше говорить о процентах военных расходов и больше о том, как умно и изобретательно расширять наши возможности".
В этой ситуации страны Прибалтики и Польша, которые в силу своей истории неустанно и громче всех оповещают мир об "агрессивной России", возможно, и хотели бы добиться размещения на своей территории "новых баз НАТО".
Однако из-за невысоких экономических возможностей большинства членов НАТО более вероятно, что вместо новых баз речь будет идти о именно о том, как "умно и изобретательно расширять возможности альянса".
Вместо "двух тяжелых бригад НАТО", о которых мечтал министр иностранных дел Польши Радослав Сикорски, по итогам саммита в Уэльсе планируется создание "сил быстрого реагирования" численностью в 4 тыс. человек в рамках "Плана обеспечения готовности" (Readiness Action Plan, RAP), которые могли бы быть переброшены в необходимый район в течение 48 часов в случая "русского вторжения".
Журналисты, которые присутствовали на пресс-конференции альянса в конце августа, когда данный план был впервые представлен, довольно скептически оценили эффективность подобных сил перед лицом гипотетического вторжения России: они предположили, что командующего нового соединения соединением будут именовать не иначе как CRAP.
Потенциальное вступление Украины в НАТО в будущем на фоне продолжающейся войны на востоке Украины пока остается лишь теоретической, хотя и вполне осязаемой угрозой. Статус "основной союзник США вне НАТО", к которому так стремятся в Киеве, не является гарантией вмешательства Вооруженных сил США в военных конфликтах на стороне Украины.
Источник: Вести Экономика