InvestFuture

Foreign Policy: МВФ добьет Украину шоковой терапией

Прочитали: 335

По мнению бывшего сотрудника Госдепартамента США Джоша Коэна, финансовая "помощь" МВФ, которая выделена Украине при условии проведения "шоковой терапии", окажет разрушительное воздействие на украинскую экономику.

Американский журнал Foreign Policy (FP), основанный в 1970 г. политологом Самюэлем Хантингтоном ("Cтолкновение цивилизаций") и дипломатом Уорреном Маншелем при поддержке Фонда Карнеги, опубликовал статью бывшего сотрудника Госдепартамента США Джоша Коэна Ukraine Can't Afford the IMF's 'Shock Therapy'.

Коэн контролировал реализацию программ МВФ в странах бывшего социалистического блока, и, по его оценкам, предписанные Украине меры вполне сравнимы с политикой "шоковой терапии", которая оказала крайне негативное влияние на экономику стран, которые попросили у МВФ финансовой помощи и согласились на их выполнение. Коэн считает, что кредитная программа МВФ – это "подарок в $17 млрд, который разрушит Украину".

Ukraine Can't Afford the IMF's 'Shock Therapy' "На востоке Украины продолжаются военные действия, несмотря на попытки со стороны сепаратистов и украинской армии добиться прекращения огня. Но даже если враждующим сторонам удастся заключить долгосрочное перемирие, в Киеве при этом продолжат вести другую, возможно, не менее важную битву – за экономику страны. К сожалению, президент Петр Порошенко рубит сук, на котором сидит.
Правительство Украины продолжает проводить жесткие экономические реформы, которые были согласованы с МВФ в апреле в обмен на кредит в размере $17 млрд. В самом фонде уже хвалили Киев за "решительную экономическую программу". Однако выполнение условий кредита, вкупе с политическим и экономическим кризисом на Украине, приведет страну к катастрофе.
Мы уже видели это раньше. В 1990-е я работал в Агентстве США по международному развитию (United States Agency for International Development, USAID) – в отделе, задачей которого было оказание помощи в проведении проектов экономических реформ в бывшем Советском Союзе.
Я имел возможность оценить те меры "жесткой экономии", выполнение которых сегодня требуют от Украины. Это был стандартный набор программ для стран, оказавшихся в экономическом кризисе. Ведущие финансовые институты США, такие как МВФ, Всемирный банк и Госдепартамент США, тогда предписывали эти реформы как лекарство на все случаи. Они почти никогда и никому не помогали. Российские реформы стали одним из классических примеров. В разгар серьезных политических потрясений, вызванных распадом СССР, неолиберальные реформаторы, которых поддерживал Запад, начали проводить так называемую "политику шоковой терапии". Она предполагала отмену контроля над ценами, а также существенные сокращения в государственных затратах и субсидиях.
В результате произошел обвал ВВП, а темпы инфляции в среднем выросли до 20% в месяц. Около 55% граждан России оказались за чертой бедности. В высших политических кругах начало зреть недовольство реформами. Вице-президент страны Александр Руцкой, назвавший реформы "геноцидом" населения России, возглавил неудавшуюся попытку сместить президента Бориса Ельцина в 1993 г. Текущий политический кризис на Украине, конечно, отличается от того, через что прошла Россия в 1990-е. Однако решение Киева о проведении аналогичных болезненных мер по сокращению расходов во время обострения собственных политических проблем обречено на такой же провал, что приведет к усилению нестабильности и кризисных явлений в стране, которая за последний годы с лихвой испытала и то и другое.
Это не значит, что Украина не должна пытаться проводить реформы. С самого момента обретения независимости в 1991 г. страна не может избавиться от коррупции, не удается наладить эффективное руководство. В результате Украина показала худшие экономические результаты из всех стран бывшего Советского Союза. Реформы, которые снизят коррупцию и сократят государственные расходы, и субсидии необходимы для Украины, если она хочет когда-либо достичь своего полноценного экономического потенциала. Тем не менее в условиях коллапса экономики и продолжения войны Киеву гораздо больше необходима стабильность, нежели шоковая терапия.
Сейчас украинская экономика находится буквально в свободном падении. Первоначальные оценки спада ВВП на 5% в 2014 г. в МВФ были пересмотрены в сторону более низких значений, теперь эксперты ожидают падения ВВП на 6,5%. Ряд экспертов ожидают еще более глубокой рецессии, прогнозируя, что обвал украинской экономики в этом году может составить 10%.
Предполагалось, что кредит МВФ поможет Украине сбалансировать бюджет и позволит Киеву продолжать выплаты по долгам по мере наступления сроков их погашения. Однако в фонде теперь говорят о том, что дефицит украинского бюджета будет заметно выше, чем ожидалось ранее, из-за резкого увеличения военных расходов, а также снижения налоговых поступлений, так как налоговая база продолжает сокращаться на фоне спада экономики. В МВФ признают, что Украине может понадобиться еще $19 млрд в течение следующих 16 месяцев.
Парадокс ситуации состоит в том, что, несмотря на продолжающийся в стране экономический кризис, одним из условий уже предоставленного кредита МВФ является проведение ряда реформ, которые только ускорят коллапс экономики и снизят покупательную способность обычных украинцев.
В фонде ждут от украинских властей быстрого сокращения расходных статей бюджета для снижения его дефицита. Чтобы выполнить это требование, в Киеве уже приняли ряд законов, в рамках которых были повышены тарифы для населения и налоги на недвижимость, снижены бюджетные затраты на поддержку пенсионеров и госслужащих, заморожен размер минимальной оплаты труда и сокращены зарплаты бюджетников.
Еще одна цель реформ МВФ – энергетический сектор. МВФ ожидает от властей Украины в 2014 г. повышения потребительских тарифов на природный газ и отопление на 56% и 40% соответственно. При этом в следующие три года – с 2015 по 2017 гг. – тарифы должны ежегодно повышаться в среднем еще на 20-40%.
Одновременно с резким ростом цен на газ государственные субсидии по газу для потребителей в течение следующих 2 лет будут полностью свернуты. С учетом того, что с июня 2014 г. Россия прекратила поставки газа Украине в результате споров из-за долгов по оплате, украинским потребителям, возможно, придется столкнуться с дальнейшим увеличением тарифов, если только Киев не сможет получать газ из других источников.
И наконец, Национальный банк Украины ввел плавающий курс национальной валюты, отказавшись от фиксированного курса гривны к доллару. Из-за этого гривна потеряла более чем 40% своей стоимости в текущем году, многие украинские компании и потребители испытывают серьезные трудности с обслуживанием долларовых кредитов. Всей банковской системе Украины угрожает полномасштабный дефолт.
Эта гремучая смесь из повышения налогов и энергетических затрат вместе со снижением зарплат и социальных расходов, а также растущей инфляции скорее напоминает попытки провести эвтаназию украинской экономике, нежели стремление помочь возвращению экономического роста. В апреле 2014 г. в рамках опроса общественного мнения, проведенного USAID, большинство украинцев заявили, что выступают против повышения цен и тарифов на электроэнергию. Политические последствия проведения реформ жесткой экономии в таких условиях могут оказаться непредсказуемыми.
Запад мог бы помочь Украине пройти через этот экономический кризис. В ряде СМИ, в частности в статье Bloomberg "Шоковая терапия может травмировать Украину", уже было отмечено, что "МВФ пытается найти экономическое решение геополитических проблем Украины".
Решение Киева о проведении подобных реформ в разгар ожесточенной гражданской войны представляется авантюрой как по финансовым, так и по политическим причинам: для войны нужно много денег. Президент Порошенко уже объявил о дополнительных военных расходах в $3 млрд. С учетом того, что объем второго транша МВФ составляет $1,4 млрд, выделение новых средств на военные расходы, скорее всего, не позволит Украине достичь поставленных в МВФ бюджетных целей.
При этом политические проблемы, которые связаны с шоковой терапией, являются еще более серьезными для Украины. Программа бюджетной экономии еще больше оттолкнет от Киева граждан Донбасса – неспокойного региона на востоке страны, где продолжается наиболее ожесточенное противостояние. Если Украине когда-либо удастся вернуть свою целостность, люди, проживающие в восточном регионе страны, должны увидеть, что Киев слышит их голос и учитывает их мнение и опасения.
К сожалению, до сих пор киевские власти делают все с точностью до наоборот. После применения мер бюджетной экономии промышленное производство в июле в Донецке упало на 29%, в Луганске – на 56%. Донбасс является промышленно развитым регионом, однако МВФ требует от Киева сокращения значительных энергетических субсидий, которые ранее предоставлялись многочисленным заводам и шахтам, построенным в советское время. Это означает, что экономике региона сейчас угрожает двойной удар – от войны и от сокращения финансовой поддержки государства. В результате это может привести к повышению безработицы на Донбассе. Люди вряд ли расценят это как стремление Киева наладить с ними диалог.
Украинским властям необходимо осознать, что политическая стабильность важнее проведения реформ бюджетной экономии. При этом любые экономические реформы должны также включать в себя реструктуризацию долгов страны.
В исследовании МВФ, проведенном в 2012 г., было отмечено, что, несмотря на длительные отсрочки в переговорах, инвесторы в странах с формирующейся рыночной экономикой в большинстве случаев находят общий язык с должниками. На будущих переговорах с иностранными кредиторами в Киеве должны учесть прецеденты прошлого. Реструктуризация долга будет наиболее логичным путем, по которому будет следовать Украина".

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Foreign Policy: МВФ

Поделитесь с друзьями: