InvestFuture

3 причины, почему Германия не дает стимулов Европе

Прочитали: 331

Локомотив роста в Европе бастует. Несмотря на усилия ЕЦБ, экономика еврозоны находится в состоянии застоя, и растет давление на Германию с целью использовать свой "здоровый" бюджет для увеличения государственных инвестиций, стимулирования спроса и роста экономики.

Канцлер Германии Ангела Меркель твердо стоит на своем и говорит "нет" любым попыткам уговорить ее начать стимулирование всей европейской экономики.

Если ее последний отказ во время встречи с премьер-министром Франции Мануэлем Вальсом на прошлой неделе является окончательным, а не тактикой, для того чтобы добиться больше реформ от европейских партнеров, это может перечеркнуть перспективы большого плана президента ЕЦБ Марио Драги по возрождению европейской экономики.

В результате еврозона может вновь столкнуться с рецессией, увеличением безработицы и ростом политического радикализма.

Международный валютный фонд, Европейский центральный банк, Европейская комиссия, США и партнеры по еврозоне просят Берлин использовать "фискальное пространство", чтобы стимулировать экономику с помощью снижения налогов и увеличения инвестиций в автомобильный, железнодорожный, энергетический и телекоммуникационный секторы.

Немецкие чиновники признаются, что страна имеет инвестиционный разрыв. Германия на государственные инвестиции тратит только 1,6% от размеров ВВП, и это меньше, чем Франция, Швеция и даже Греция.

Тем не менее правительство намерено придерживаться своей сбалансированной бюджетной стратегии, стремясь достичь профицита раньше, чем планировалось, так как экономика страны демонстрирует признаки сползания в стагнацию.

Германия может позволить себе начать стимулирование, но есть политические, культурные и экономические причины отказа. Берлин основывается на трех основных аргументах:

Германия намерена подать пример, выполняя свои целевые показатели по бюджету. Страна работает над бюджетом, которые может достичь баланса впервые с 1969 г. без увеличения объемов заимствования. Доверие к еврозоне зависит от правительств, выполняющих свои обязательства. Германия имеет меньше фискального пространства, так как население стареет и сокращается, а для удовлетворения будущих пенсионных и медицинских обязательств необходим профицит. Экономическая проблема в еврозоне в значительной степени зависит от предложения, а не спроса. Структурные реформы рынков труда, правовых систем, пенсий и социального обеспечения с целью повышение конкурентоспособности являются единственным способом для достижения устойчивого восстановления. Большие государственные расходы финансируются за счета долга, снижая давление, чтобы осуществить эти изменения.

"Мы не должны позволять себе следовать иллюзии того, что мы может решить наши проблемы за счет использования все большего объема государственных средств и все более высоких дефицитов", - сказал министр финансов Вольфганг Шойбле.

За счет таких аргументов Меркель имеет сильную политическую поддержку.

Сбалансированный бюджет – один из пунктов коалиционного пакета консерваторов и социал-демократов. Любое отклонение от него может дать поддержку правому альянсу против евро. Как это часто бывало с начала кризиса еврозоны в 2010 г., внутренняя политика будет дергать Меркель в одном направлении, а европейская ответственность – в другом.

Ее обычная тактика заключает в том, чтобы отстаивать жесткую позицию, пока другая сторона не сделает столько уступок, сколько возможно.

Легко представить себе компромисс сейчас между французскими и итальянскими реформами, немецким бюджетным стимулированием, ростом европейских государственных инвестиций и новыми финансовыми инструментами ЕС. Олли Рен, который до недавнего времени был вице-президентом Европейской комиссии по экономическим и денежно-кредитным вопросам, как раз называет такой пакт необходимым для предотвращения дефляции.

"Если Германия сможет поднять внутренний спрос и инвестиции, а Франция и Италия будут реформировать свой рынок труда, бизнес-среду и пенсионную систему в интересах экономической и промышленной конкурентоспособности, они вместе сделают большую услугу всей еврозоне", - сказал Рен.

Стимулирование может помочь снизить реальный курс евро и сделать экспорт стран более конкурентоспособным. Ключевые игроки – Италия, Франция, Германия и ЕЦБ – должны выработать детали такого пакта этой осенью, а затем договориться о нем на заседании Европейского совета в декабре.

Но Париж и Берлин, судя по всему, не понимают друг друга. Немецкие чиновники опасаются, что президент Франции Франсуа Олланд слишком слаб политически, чтобы реализовать реформы. Немного оптимистичнее они говорят о возможностях премьер-министра Италии Маттео Ренци смягчить трудовое законодательство, встряхнуть судебную систему и оптимизировать политику и государственное управления.

Если Германия не запустит свой инвестиционный двигатель и Франция не рискнет начать крупные реформы, все бремя по возрождению экономики ляжет на плечи ЕЦБ.

Даже если Драги сможет преодолеть немецкую оппозицию и Центральный банк включит печатный станок, без структурных реформ монетарная политика не будет иметь необходимого эффекта.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
3 причины, почему

Поделитесь с друзьями: