InvestFuture

Проблема налогов и государственных расходов

Прочитали: 32

В последние годы не утихают жаркие дебаты по поводу целесообразности политики жесткой экономии и долгосрочного будущего государственных финансов развитых стран, где, как известно, очень быстро стареет население.

Следует ли правительствам уменьшать расходы, от чего страдают бедные, или повышать налоги, чему не очень рады богатые? Или не следует делать ни то и ни другое, так как оба варианта негативно отражаются на экономике?

Между тем в ходе дискуссий очень часто забывают о поразительной стабильности доходов от налога как части ВВП. Удивительно, но налоговая политика в Великобритании менялась чаще, чем многие могут предположить.

От максимальной ставки в 95% в 1960-х гг. (что послужило поводом для Джорджа Харрисона написать песню “Налоговый инспектор”) к введению НДС при Эдварде Хите, отказу от максимальной ставки в 1980-х гг. по инициативе Маргарет Тэтчер и недавней попытки исключить из налогообложения малооплачиваемых граждан.

Но, несмотря на все эти перипетии, налог никогда не опускался ниже 30,5% или не поднимался выше 38,5%. Самый маленький налог был в 1965 г., и самый большой, как это ни странно, введен в 1985 г. при Маргарет Тэтчер. С начала 2000-х гг. диапазон уменьшился и теперь варьируется между 34,4% и 36,4%.

Америка имела самые высокие налоги в 1970-х гг., после чего Рональд Рейган резко их снизил. Клинтон их поднял, а Джордж Буш вновь уменьшил. Но в и итоге это мало что изменило. Два года самых низких налогов были во время первого срока “социалиста” Барака Обамы, когда экономика находилась в состоянии кризиса, а максимальный налоговый вычет пришелся на период правления Билла Клинтона в разгар бума dot.com, напоминает британский журнал The Economist.

Означает ли это, что имеются естественные границы размера налога, который правительства могут поднимать? Безусловно, можно иметь налог и выше, чем в США и Великобритании: граждане Франции и Швеции платят один из самых высоких налогов в мире. Но здесь следует учитывать культурные традиции страны: французы и шведы готовы отдавать большую часть своего дохода государству.

Америка может увеличить налоги, если введет национальный налог на продажу или НДС, но для этого необходима политическая воля.

Однако понятно, что при определенной ставке высокий налог начинает вредить экономической активности.

Что касается расходов, то они проявляют все фискальные проблемы. В Великобритании государственные расходы были ниже 38,5% к ВВП (пик дохода от налога) лишь шесть лет в последние 50 лет. В настоящее время они на уровне 42,5% к ВВП. В Америке правительственные расходы очень редко опускались ниже 30% к ВВП в последние 20 лет. По мере того как население стареет и правительство тратит больше на пенсии и здравоохранение, кажется маловероятным, что они уменьшатся.

Другими словами, существует естественный разрыв между “нормальным” уровнем государственного дохода и расходами; он исчезает лишь в период бума. Не верьте тем, кто заявляет, что более высокие налоги ликвидируют этот разрыв, а также тем, кто считает, что нетрудно уменьшить государственные расходы (британское правительство пытается сделать это четыре года и до сих пор имеет дефицит в 5% от ВВП).

Технологическая революция создает экономику малоквалифицированных и высококвалифицированных рабочих, где разница в доходах между ними очень велика. В экономиках США и Великобритании это привело к появлению большого количества малооплачиваемых рабочих мест и мест с неполным рабочим днем.

В большей части Европы, где рынок труда менее гибкий, уровень безработицы все еще очень велик, и растет разрыв между теми, кто имеет работу, и теми, кто ее не может найти. Любой из этих вариантов трудно назвать оптимальным для дохода от налога; несмотря на восстановление британской экономики, облагаемая налогом зарплата снизилась, и налогооблагаемая база очень узка.

В заключение следует заметить, что трудовая сила сегодня очень мобильна, особенно внутри ЕС, и имеется предел налоговой ставки, которую граждане готовы платить. Согласно недавнему опросу высокообразованных работников две трети респондентов заявили о желании работать за границей, и одна пятая уже сделала это. Имеются причины тому, что около 300 тыс. французов постоянно живут и работают в Великобритании, – и погода не одна из них.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Проблема налогов и

Поделитесь с друзьями: