InvestFuture

Как экономика Китая пугает весь мир

Прочитали: 431

Замедление экономики Китая сейчас является одним из самых страшных "ужастиков" в мире. Но страхи инвесторов и экономистов могут быть вполне обоснованы, свидетельствуют данные исследования состояния китайской экономики от американского института Conference Board.

На данный момент Conference Board предоставляет самый низкий прогноз по росту ВВП Китая на среднесрочную (2015 -2019) и долгосрочную перспективы.

Руководство страны не в состоянии реализовать жесткие меры для реформирования экономики, а темпы роста в следующем десятилетии могут замедлиться до 3,9% в среднем.

И такая ситуация может разрушить хрупкое восстановление мировой экономики. Но это также даст дополнительные преимущества транснациональным компаниям в Китае.

У них будет больше возможностей, и они могут ждать более "гостеприимную" инвестиционную атмосферу со стороны Коммунистической партии и правительственных чиновников. Да и местные компании будут более охотно соглашаться на сотрудничество.

"Иностранные компании должны понимать, что Китай находится в состоянии длительного и медленного замедления темпов экономического роста, - говорится в докладе. – Конкурентная игра смещается от инвестиционного расширения до борьбы за долю на рынке".

Ожидается, что в 2015-2019 гг. темпы роста ВВП Китая замедлятся до 5,5% по сравнению с 7,7% в прошлом году. А уже в 2020-2025 гг. замедление достигнет 3,9%.

Перспективы второй по величине экономики в мире являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на мировую экономику. За 30 лет до 2011 г. средние темпы роста ВВП Китая достигали 10,2%, и это самый лучший показатель в мире, по крайней мере со времен Второй мировой войны.

Благодаря такому росту сотни миллионов китайцев смогли нарастить свой уровень благосостояния, уровень нищеты сократился, а страна превратилась в крупный рынок для компаний из Азии, Латинской Америки, Ближнего Востока, США, Европы и Японии.

Но с 2012 г. рост замедлился. Экономисты говорят, что власти постараются сделать все возможное, чтобы добиться роста на уровне 7,5% в этом году.

Экономическая модель Китая Сегодня склонность Китая к промышленному производству проявляется в крупномасштабных производственных и инфраструктурных проектах, которые стимулируются за счет прямых и непрямых государственных субсидий. Привлекая инвестиции и создавая налоговые поступления в бюджеты местной власти, данный подход быстрее оказывает положительное влияние на рост ВВП, нежели усилия по развитию сектора услуг.
Однако данная модель также несет в себе значительные расходы. Одной из наиболее ярких особенностей этой модели является несоответствие между ростом ВВП Китая, который на протяжении последних десятилетий составлял в среднем около 10% в год, и ростом занятости, который составлял всего 1-2% в год. Очевидно, что индустриализация и рост экспорта сами по себе не могут поглотить массивную рабочую силу Китая.
Проблема в том, что быстрый рост производительности труда в промышленном секторе — более 10% в год на протяжении последних двух десятилетий — уменьшает потребность нанимать большее число работников. Сектор услуг, напротив, испытывал гораздо более медленный рост производительности рабочей силы. Другим следствием перекошенной модели роста Китая стало снижение доходов населения по отношению к ВВП с 70% в 1990 г. до 60% в 2009 г. Другими словами, китайским домохозяйствам мало чего перепадает от преимуществ экономического роста.
Вина за это явление тоже может быть возложена на искажающую политику. Для того чтобы покрыть рост расходов на оплату труда, заработная плата ограничивалась и росла всего на 5% в год в течение последних 20 лет, даже несмотря на то что производительность каждый год вырастала на 8,5%. Между тем, финансовые репрессии снизили стоимость капитала. В последнее десятилетие средний реальный (с поправкой на инфляцию) доход по депозитам находился в районе нуля. При том, что 80% сбережений китайского населения хранится в банках, этот скрытый налог на сбережения оказал значительное экономическое воздействие, усиливая среди китайских семей тенденцию экономить, подрывая, таким образом, рост потребления и обостряя глобальные дисбалансы.
Таким образом, искаженная политика Китая помогла укрепить неблагополучную модель роста. Подавление заработной платы, финансовые репрессии и заниженный обменный курс субсидируют экспорт и производство в ущерб домохозяйствам, которые, таким образом, вынуждены экономить и ослаблять внутренний спрос. Для достижения целей роста правительство, таким образом, должно зависеть от экспорта и инвестиций — подход, который приводит к накоплению огромных резервов, которые впоследствии должны быть стерилизованы. Низкие процентные ставки помогают сдерживать стоимость стерилизации на национальном уровне и снижают издержки на уровне фирм, и все это за счет домохозяйств.

Эксперты Conference Board отмечают, что производительность труда в Китае сокращается, отчасти потому, что инвестиции в инфраструктуру и недвижимость уже не имеют такой отдачи, как раньше. Между тем, правительственные и партийные чиновники не дают рыночным силам развиваться, что достаточно негативно влияет на инновации.

Управляющий директор института в Китае Дэвид Хоффман сказал, что присутствие государства в экономике слишком сильно.

Судя по всему, ослабить замедление можно за счет сокращения роли государства в экономике и реформирования кредитных рынков, так как кредитование должно регулироваться на основе коммерческих решений, а не политических. Но в Conference Board скептически относятся к возможности фундаментальных изменений в ближайшее время, так как они могут дополнительно замедлить рост в краткосрочном периоде и увеличить политические риски.

Тем не менее не все экономисты согласны с мрачными выводами. В частности, рост производительности в Китае все еще не исчерпан, так как есть возможность открытия для инвесторов ряда отраслей, таких как, например, нефтегазовая, где сейчас доминируют крупные китайские государственные компании.

Международный валютный фонд и Всемирный банк также ожидают замедления экономики Китая, но не такого сильного.

Но исследование Conference Board, учитывая аудиторию компании, может вновь зажечь дискуссию о перспективах китайской экономики и приверженности властей к ее реформированию.

Самое интересное, что транснациональные компании период медленного роста переживут лучше, чем китайские конкуренты, так как они более привычны к управлению бизнесом в условиях экономического спада или даже кризиса, в то время как китайские компании привыкли полагаться на высокие темпы экономического роста.

И сейчас иностранные компании должны быть особенно осторожны, вкладываясь в развитие в Китае, так как те выгоды, которые можно было получить раньше, не так однозначны.

Замедление китайской экономики особенно опасно, так как долгое время эта страна была локомотивом мировой экономики. Поэтому во многом экономические перспективы планеты будут зависеть от действий китайских властей.

Китайские лидеры говорят, что они по-прежнему привержены модернизации экономики. Ли Кэцян заявил, что пути назад нет.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Как экономика Китая

Поделитесь с друзьями: