InvestFuture

Кругман: Amazon – это опасная для рынка монопсония

Прочитали: 388

Лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Кругман считает, что интернет-ритейлер Amazon опасен для экономики США.

Как он пишет в своей статье на сайте издания The New York Times, слишком высокая степень влияния компании на рынок онлайн-торговли в США может нанести существенный ущерб рынку.

Amazon - это Standard Oil рынка книг

"Довольно часто те, кто критикуют Amazon, изображают ритейлер в виде монстра, способного поглотить всю экономику страны. Такие утверждения не имеют под собой реальных оснований, поскольку Amazon даже не доминирует на рынке онлайн-торговли, не говоря о розничных продажах, и, вероятно, никогда не сможет.
В то же время поклонники компании часто фокусируют свое внимание на пользе от развития рынка онлайн-торговли книгами, что действительно очень позитивно сказывается на американцах. Если честно, и у меня есть аккаунт Amazon Prime, и я его периодически использую. Но что с того, никто и не заявляет о том, что проблема Amazon кроется в эффективном предоставлении услуг. В конце концов Джон Д. Рокфеллер и его партнеры были довольно хороши в нефтяном бизнесе, но тем не менее Standard Oil имела слишком большую власть над рынком и ограничивала его развитие. То же самое можно сказать и о Amazon сегодня.
Еще в мае разразился серьезный спор между Amazon и изданием Hachette по поводу цен на книги. Онлайн-ритейлер потребовал от Hachette снизить цены на книги с $14,99–19,99 до $9,99. Однако в издании отказались пересматривать цены, в результате чего между компаниям разгорелась полноценная война. Хоть Amazon и стал запрещать продажу книг на своем ресурсе, но служба доставки стала доставлять их с задержкой и повышать плату за свои услуги. Более того, авторы книг, которые публиковались через Hachette, обвинили Amazon в попытке оказывать на них давление с помощью отказа принимать предзаказы на книги, отказывать в скидках и рекомендовать книги других авторов.
Конечно, можно сказать, что это просто бизнес, но вряд ли подобная ситуация чем-то отличается от действий Standard Oil, когда компания отказалась перевозить нефть с помощью железных дорог, оператор которых отказался предоставлять нефтяному гиганту скидку. В результате мы как нация решили, что эра "баронов-разбойников" закончилась. И вопрос состоит в том, хотим ли мы придерживаться этого решения?
Действительно ли Amazon обладают рыночной властью "барона-разбойника"? Когда дело доходит до рынка книг, определенно. Amazon на сегодняшний день является крупнейшим игроком на рынке книг. Компания доминирует в секторе онлайн-продаж книг с долей рынка, сопоставимой с долей Standard Oil на рынке сырой нефти в 1911 году.
Пока Amazon еще не пыталась воспользоваться своим преимуществом и заработать на потребителях. На самом деле, компания постоянно удерживала цены на низком уровне, чтобы укрепить свое господство. Однако Amazon оказывала все это давление на издателей, в сущности способствуя падению гонораров авторов. Если выражаться экономическими терминами, Amazon до сих пор не действовала как монополист, который завышает цены. Вместо этого компания выступает в качестве монопснониста – доминирующего покупателя, который давит на цены.
И на этом фронте "мощность силы" Amazon достигает колоссальных значений. Объем продаж книги во многом зависит от отзывов потребителей, о того, посоветуют ли они ее своим друзьям и близким. Именно поэтому авторы вынуждены совершать изнуряющие туры в разные города, с целью поддержать разговоры о своей книге. И Amazon может полностью перечеркнуть этот фактор, поскольку, если вы даже очень часто слышали о книге, но ее не продает онлайн-ретейлер, вероятность того, что ее купят, существенно снижается. По крайней мере книга, которая не попала в Amazon, вряд ли станет бестселлером.
Проблема кроется не в гонорарах, хотя и это важно. Пока Amazon давит на издателей, она в конечном итоге вредит авторам и читателям. Но существует проблема куда серьезнее: влияние компании на вкусы читателей. Например, в прошлом месяце изданием Hachette были опубликованы две документальные книги, одна из них "Сыны Вичита" была написана Даниэлем Шульманом и повествовала о жизни американских миллиардерах братьях Кох, другая - "Путь вперед" - была написана Полом Райаном, кандидатом на пост вице-президента в случае победы Митта Ромни. Если книга Райана доставлялась в течение двух дней, то книгу Шульмана можно было получить только спустя две-три недели.
Это возвращает нас к ключевой проблеме. Не говорите мне, что Amazon дает потребителям то, что они хотят. Важно одно: компания обладает слишком большой властью и злоупотребляет ею".

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Кругман: Amazon – это

Поделитесь с друзьями: