InvestFuture

Этапы финансового кризиса: эпизод III - Япония

Прочитали: 457

Меня обычно раздражают разговоры о том, наступит (или уже наступила) вторая волна кризиса. Любой кризис никогда нельзя обозначать волнами, поскольку все в этом бренном мире развивается циклично, и если уж рассуждать об экономике, то здесь тем более надо говорить о цикличности и упоминание слова "волны" имеет смысл только в рассуждениях о каких-то глобальных этапах развития человеческого общества.

"Нормандия" раскачивалась медленно и важно. Она шла, почти не уменьшив хода, уверенно расшвыривая высокие волны, которые лезли на нее со всех сторон, и только иногда отвешивала океану равномерные поклоны. Это не было борьбой мизерного создания человеческих рук с разбушевавшейся стихией. Это была схватка равного с равным. Илья Ильф и Евгений Петров

Естественно, я не собираюсь "копаться" в многовековой истории, поскольку текущая динамика мирового кризиса пока укладывается в понятие цикличности. Хотя вполне логично, что после окончательного пика нынешних финансовых потрясений и перехода в новую циклическую фазу мы увидим определенные последствия в виде изменения экономических условий развития для отдельных регионов мира.

С точки зрения временного фактора пока довольно сложно определить тот момент, когда можно будет говорить о наступлении пика финансового кризиса, однако, учитывая слишком быстрый переход из одного кризисного этапа в следующую стадию, можно предположить, что ждать нам осталось не так долго.

У нас был "американский этап" кризиса, сейчас по сути завершается "европейский этап", и, по всей видимости, завершающую фазу кризиса можно будет назвать "азиатским этапом". Своеобразным парадоксом "азиатского этапа" станет факт изменения денежно-кредитной политики Федерального резерва США, то есть момент выхода из нынешнего режима нулевых процентных ставок.

Хочется сразу оговориться, что само понятие "азиатский этап" не должно вызывать ассоциаций с периодом так называемого Большого Азиатского кризиса конца 90-х гг. Тот период вообще не подходит под классическое определение "кризиса", поскольку тогдашние потрясения носили, скорее, технический характер и только из-за российского форс-мажора масштабы оказались приличных размеров. Ожидаемый нынешний "азиатский этап" произойдет в рамках общего финансового кризиса и, конечно, окажет куда более серьезное влияние на рынок, нежели в 90-е гг. Для любителей "пророчеств" о китайском крахе можно выразить свои "соболезнования", так как финансовая система и экономика Поднебесной, скорее всего, смогут относительно спокойно перенести этот удар и потенциальные угрозы, бесспорно, исходят из другого азиатского региона - Японии.

В настоящее время японские регуляторы напоминают небольшую горстку гладиаторов на арене, против которых брошены целые орды противника, включая львов и слонов. Если избегать фантазий, то в реальном сражении гладиаторов с такими ордами у первых нет никаких шансов. Точно также нет никаких шансов и у Банка Японии, и все те действия, которые сейчас проводит японский регулятор, это лишь попытка купить лишнее время, до того момента как начнется меняться денежная политика ФРС. Недавнее решение Банка Японии увеличить объемы программ количественного смягчения сейчас воспринимается как попытка местных регуляторов ограничить укрепление японской валюты. Отчасти это верный вывод, однако основной целью японского Центробанка является вовсе не этот момент, а задача как можно дольше сдерживать рост процентной доходности по государственным долговым бумагам с одновременным снижением стоимости обслуживания кредитной нагрузки для местных корпораций и финансовых институтов.

Есть еще одна причина, которая связана с ситуацией в банковской системе. В настоящее время японские банки держат на своем балансе 66% от общего объема государственных долговых бумаг, и, как вы понимаете, даже незначительный рост процентной доходности может привести к существенным убыткам для финансовых институтов. Для сравнения и значимости обозначенных цифр можно привести пример аналогичных инвестиций в государственные бумаги в других регионах. В частности, американские банки держат на своем балансе только 5% от общего объема местного долгового рынка, в Германии местные банки держат около 20% от общего объема государственного долгового рынка, и даже в Италии банки имеют на своем баланса только 30% от совокупной емкости внутреннего долгового рынка.

Таким образом, напрашивается вывод, что Банк Японии по сути находится в своеобразной ловушке и просто вынужден не просто сохранять сверхмягкую монетарную политику, но и наращивать объемы выкупа.Тем более что правительство Японии все еще медлит с принятием решения по поводу повышения налогов для пополнения бюджета и все сильнее начинает ощущаться нехватка средств для обслуживания текущего бюджетного дефицита.

Еще в начале года Банк Японии в лице председателя Ширакавы высказывал опасения,что активное наращивание выкупа долговых бумаг правительства может вызвать нежелательные последствия с точки зрения инвестиционных ожиданий, и тот факт, что регулятор в итоге решился на новые программы QE, это вынужденное решение, поскольку только таким образом можно было сохранить приемлемый уровень доходности облигаций.

Банк Японии прекрасно понимает, что рекордное падение ставки доходности по государственным бумагам, которое сейчас происходит по всему миру, рано или поздно прекратится и начнется обратный процесс. Более того, есть некоторые признаки, которые указывают на неизбежную смену тенденции глобального рынка долговых инструментов, когда начинается постепенный рост процентной доходности. Еще год, максимум другой - и долговые рынки вступят в так называемую "медвежью фазу", при которой цены на инструменты с фиксированной доходностью продемонстрируют нисходящую динамику.

Как только станет очевидно, что процентные доходности будут расти, этот факт приведет к оттоку денежных средств с американского долгового рынка. Цены на американские долговые бумаги начнут падать и провоцировать рост ставок доходности на остальных региональных долговых рынках, в том числе и на японском. В таких условиях на внутреннем рынке почти не останется покупателей государственных бумаг японского правительства, поскольку вряд ли кто-то захочет инвестировать по такой низкой ставке. У японцев почти не останется выбора. Даже если Банк Японии резко увеличит объемы выкупа правительственных бумаг, чтобы сдерживать рост ставки доходности, это вряд ли изменит ситуацию. Когда рынок поймет, что ЦБ чуть ли не единственный покупатель правительственных бумаг, начнется тотальный исход инвесторов с местного долгового рынка.

Дальнейшее развитие будет уже очевидным. Японские банки и другие местные финансовые институты вынуждены будут распродавать свои активы по всему миру, чтобы покрывать "дыры" в своих домашних балансах. Особенность такого японского "SALE" состоит в том, что львиная доля портфелей японских инвесторов сосредоточена в консервативных инструментах, как правило, связанных с государственными и качественными корпоративными бумагами различных стран. Иными словами, японский "SALE" многократно усилит скачок процентной доходности на глобальном долговом рынке со всеми вытекающими последствиями для нынешних держателей активов "без риска". Еще одним побочным эффектом станет скачок колебаний курсов валют в виде финала, с резким ослаблением курса японской иены против основных мировых валют.

Это один из приблизительных сценариев "азиатского этапа" кризиса, хотя основные фактические детали, конечно же, могут оказаться иными. В данном случае важны только последствия.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Этапы финансового

Поделитесь с друзьями: