Анонсированный Роскосмосом годом ранее отказ от украинских носителей "Зенит" из-за роста их стоимости стал реальностью. Но заменят ли украинские ракеты носители из российского арсенала? Однозначного ответа нет, поскольку и у Украины и России остались лишь советские разработки.
Разница между авиакосмическими отраслями двух стран – наследниками советской космической промышленности - лишь в том, что украинская казна пуста и зависит от МВФ, который дает лишь деньги на проведение реформ по снижению расходов и сжатие экономики, которая может вспыхнуть сиянием новой звезды, а может превратиться и в черную дыру.
И Украине пока придется забыть про поддержку космической промышленности, которая существовала за счет кооперации с Роскосмосом и российских заказов.
Впервые о планах приостановки покупки ракет-носителей "Зенит", собираемых украинским "Южмашом", Роскосмос заговорил в конце 2013 г. Причина – рост стоимости "Зенита" при неизменных характеристиках, уже невысоких при сегодняшних запросах коммерческих запусков на мировом рынке.
За свой носитель украинский "Южмаш" потребовал у России не $36 млн, а $42 млн – в еще благополучные времена, когда валюты и экономики двух стран были стабильны.
При этом надежность "Зенита" снизилась после развала СССР и производственных цепочек, которые не восстановлены до сих пор. Носитель собирается на Украине, но с российским двигателем РД-171 и частично с российскими комплектующими. Доводить ракету до кондиции приходится иногда на старте, поскольку есть различие в финансировании и масштабах космической отрасли в двух странах, это влияет на качество.
До развала СССР носитель был надежным. История запусков "Зенит" началась 13 апреля 1985 г.
Российский "Протон" стоит $45 млн. Носитель впервые стартовал в конце 60-х. До развала СССР считался одним из самых надежных с высокой грузоподъемностью. "Протон" и "Зенит" – сопоставимые на рынке носители (по 6 тонн полезной нагрузки).
Но при почти равной стоимости килограмма доставляемого на орбиту груза, модернизированный "Протон" тяжелого класса может выводить в космос в 3 раза больше полезной нагрузки, чем "Зенит".
Лучше всего оценку надежности носителя показывают оценки неудачных стартов страховщиками, которые будут вынуждены выплачивать сотни миллионы долларов в случае катастрофы ракеты.
Согласно данным ФГУП ЦЭНКИ (Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры), лимит страховой ответственности РН "Протон" - не менее $300 млн; РН "Союз", "Зенит" - не менее $200 млн. Но при этом у "Протона" выше стоимость доставляемого груза, что также влияет на страховку.
На рынке космической доставки, который делят РФ и США, иностранцы предпочитают доставлять спутники на орбиту российскими "Союзами", а уже потом, только "Протонами". Обе ракеты создавались в 60-х годах.
В ближайшие годы начнется массовая эксплуатация новой российской модульной РН "Ангара" (ее разработка началась в 1992 г.), которую можно быстро комплектовать двигателями в зависимости от задачи и менять ее грузоподъемность.
Ее версия "Ангара-А5" заменит украинский носитель "Зенит" в проекте "Морской старт", в котором доминирует участие российской стороны. Решение уже принято.
Также выходит на рынок коммерческой доставки грузов и новый китайский носитель CZ-5 и американская Delta. Не отстает французская Ariane с новыми версиями.
На этом рынке жесткая конкуренция и украинскому "Зениту" в таком виде нет места.
А денег и разработок для его модернизации в ближайшие пять лет у Украины точно не будет, а потом уже в этом и не будет смысла – отставание будет гигантским (и по кадрам и по технологиям).