InvestFuture

4 главных урока IPO Facebook

Прочитали: 35

С момента начала торгов акциями Facebook прошло две недели, и впору подводить первые итоги состоявшегося провала.

Несмотря на массу вопросов, которыми задаются сейчас участники рынка, во многом их мнение совпадает: размещение крупнейшей в мире социальной сети оказалось одним из наиболее значимых провалов на рынке IPO за всю его историю. Обвинения в провале IPO сыплются буквально на всех: оператора биржевой торговли Nasdaq обвиняют в халатности, приведшей к системным сбоям, андеррайтеров винят в инсайде слабых прогнозов выручки соцсети, саму Facebook - в укрывательстве факторов риска для своего бизнеса. Даже государственные регуляторы рынка оказалась вовлечены в скандал, из-за того что не могут контролировать работу банков и бирж. В общем, досталось всем. Но после драки, как известно, кулаками не машут, и теперь пора делать выводы из случившегося.

Вывод первый

Бизнес-модель определяет успех компании на IPO. Конечно, Facebook проделывает огромную работу по привлечению и удержанию пользователей по всему миру. Тем не менее в компании только в последнее время стали осознавать огромный потенциал той выручки, которую FB может получать от своей аудитории, а не от продажи интернет-рекламы. Таким образом, для инвесторов бизнес-модель Facebook выглядит все еще формирующейся, а значит, ее уровень риска можно считать повышенным.

Вывод второй

Оценка бизнеса имеет значение. Аналитики уверяют, что нет разницы, насколько великой может смотреться та или иная компания. Определяющим фактором является то, что цена покупки должна быть соразмерной возврату на вложенные инвестиции. В этом плане IPO Facebook было невыгодным для инвесторов. При цене размещения в $38 за бумагу акции были в 88 раз переоценены по сравнению с прибылью за последние 12 месяцев. Это значит, что компании требуется рост прибыли в 6 раз только для того, чтобы поддерживать цену на нормальном уровне в 14-15 раз от размера прибыли.

Вывод третий

Доходность увеличивает риски. Акции компаний, как правило, оцениваются на основании математических вычислений и моделей, учитывающих доходность в качестве знаменателя. Это означает, что если уровень доходности сегодня находится на низком уровне, то оценка бизнеса повышается, а значит, риск повышается. Опыт Facebook стал примером того, что поиск исключительно доходных вложений может привести к чрезмерному риску.

Вывод четвертый

Введение в заблуждение может быть опасным. Трейдерам нет надобности полностью понимать бизнес-модели или формулы оценки стоимости компании. Зато они весьма отчетливо осознают обман, которым было окутано IPO социальной сети. У рынков уже был пример такого обмана в прошлом году - Groupon. Компания также вышла на IPO по завышенной цене, а затем все наблюдали за ее падением до справедливого уровня.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
4 главных урока IPO

Поделитесь с друзьями: