InvestFuture

Китай: трудный период переходного момента

Прочитали: 253

Нетрудно заметить, что информационные потоки по Китаю на этот раз не спровоцировали столь же бурного оптимизма на рынке, как это бывало раньше. Причина даже не в том, что в настоящий момент инвестиционные ожидания полностью сосредоточены на ожидании развязки европейской истории и, как говорится, сейчас не до Китая. Не совсем так.

В данном случае рынок начинает оценивать потенциал развития китайской темы с точки зрения влияния на стоимость высокодоходных активов. Пока нет повода рассуждать о том, что одними словами можно спровоцировать инвестиционную эйфорию и бить в фанфары в честь благополучного мягкого "приземления" китайской экономики.

Бесспорно, надо считать очень важными заявления премьера Вэня о стимулировании экономической активности вместо борьбы с инфляцией. Однако китайские власти слишком долго "перегибали палку" со своим ужесточением в жилищном секторе, и теперь не так просто одним разом спровоцировать рост экономики.

В прошлом году я уже упоминал потенциальные риски нарушения устойчивости движения Поднебесной из-за чрезмерно жесткой политики на жилищном рынке. Несмотря на это, удалось избежать самого драматичного сценария в виде краха строительного сектора и массовых банкротств девелоперов, осталась "отрыжка". Имеется в виду значительное сжатие денежных потоков в китайскую экономику, так как в последние годы более половины от всего объема прямых инвестиций направлялось в те отрасли, которые были связаны с недвижимостью. Самое главное, что необходимо учитывать в качестве трезвой оценки китайской ситуации, это тот факт, что вряд ли правительство Поднебесной начнет ослаблять политику в отношении рынка недвижимости. По крайней мере все озвученные варианты стимулирования не касались возможности смягчить требования к сектору жилья. По этой причине инвестиционная активность в Китае останется подавленной, и даже очередное снижение нормативов по банковским резервам ничего не изменит.

Денег в системе очень много, но нет спроса на кредитные ресурсы со стороны местного бизнеса. Все логично: ограничения в жилищном секторе не позволяют получать инвестиционную прибыль и соответственно здесь снижается кредитный спрос. Экспортные отрасли пока находятся почти в "убитом" состоянии, и это происходит не столько от слабости внешнего спроса, сколько от ожиданий, связанных с потенциальным крахом Европы. Поэтому никто не расширяет объем производства и нет смысла привлекать кредитные ресурсы на развитие.

Для Китая сейчас наступил своеобразный переходный период, когда структурная перестройка экономики оказывает давление на те секторы, которые долгое время оставались драйвером для роста ВВП и поощряли рост в других отраслях. Скорее всего, пройдет несколько месяцев, когда китайские товарищи начнут осуществлять дела, а не просто повторять мантру про необходимость активизировать внутренние экономические процессы. Вряд ли есть смысл обсуждать идею о том, что очередные стимулирующие программы будут по масштабам такими же, как и в 2009 г., и не надо рассчитывать на немедленный эффект от запуска новых проектов, поддерживающих экономическую активность.

Мы будем иметь дело с точечной перестройкой некоторых промышленных отраслей, которые ориентировались только на внешний спрос и теперь вынуждены сокращать избыточные мощности. В таких экспортных секторах экономики, скорее всего, речь пойдет о процессе постепенного снижения уровня промышленной загрузки и введении щедрых налоговых и тарифных послаблений. В таком случае можно будет рассчитывать на менее болезненные перемены для китайского рынка труда.

Нет сомнений в том, что в основе новой китайской стратегии стимулирования будет стоять налоговая политика. Здесь надо учитывать неоднократные комментарии главных китайских сановников о том, что в качестве базы для будущего развития экономики и активизации внутреннего спроса будет стоять налоговое стимулирование. По крайней мере основные детали будущей китайской перезагрузки уже вполне очевидны. Основные акценты смещаются целиком и полностью на отрасли, ориентированные на внутреннее потребление, а это самое потребление планируется поощрять за счет снижения кредитных ставок и налоговых льгот.

Поддержка автомобильной промышленности вряд ли ограничится мерами всевозможных программ утилизации в стиле посткризисного периода. Здесь, скорее всего, важную роль станут играть кредитный фактор для потребителя и все те же налоговые стимулы для производителя. Судя по некоторым признакам, правительство готовится внедрить специальные программы по развитию среднего и малого предпринимательства, но только в тех сегментах, которые связаны с продажами на внутреннем рынке. Отдельная программа развития предусматривает развитие альтернативной энергетики, в том числе и увеличение объемов производства ветряной энергии. Еще одним приоритетным направлением в политике стимулирования станет инвестиционная активность, связанная с высокими технологиями и оборонной промышленностью.

Китайская перезагрузка может оказаться вполне успешной, но эффекты от действия новых программ могут проявиться не так скоро. Во всяком случае точно не так быстро, как это было в 2009-2010 гг. Как база для создания торговой идеи резкий разворот китайской экономической политики вполне сгодится. Обычно смена тональности китайского правительства и переход от политики сдерживания к политике роста всегда становились сигналом к тотальному развороту на местном рынке финансовых активов.

Необходимо иметь в виду, что сами по себе ожидаемые действия китайских властей по поводу активизации своей экономики не должны рассматриваться как актуальные, до тех пор пока не будет определенности с конкретикой. Все озвученные варианты предполагаемых стимулов пока только наши предположения. Помимо всего прочего надо дождаться четких сигналов со стороны Народного банка и понять основные приоритеты денежно-кредитной политики.

Пока с уверенностью можно сказать только о том, что инфляционное давление в Китае начинает существенно снижаться и в ближайшие пару месяцев можно ожидать падения индекса потребительской инфляции ниже уровня в 3%, и, таким образом, для регулятора, действительно, появляется повод для снижения учетной и депозитной ставки. Сам факт перехода к очень мягкой монетарной политике, безусловно, обозначит потенциал для роста китайских активов и связанных с Поднебесной финансовых инструментов.

Практическим стимулом для развития повышательного тренда китайских фондовых индексов и связанных с Китаем инструментов должен стать факт снижения ключевой процентной ставки от Народного банка или более масштабное снижение нормативов по обязательным банковским резервам.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Китай: трудный период

Поделитесь с друзьями: