Несмотря на то что США и Иран приближаются к заключению исторического соглашения по ядерной программе, многие штаты не собираются отменять свои санкции против Ирана, что может существенно осложнить потепление отношений между двумя странами.
Это малоизвестный факт международной изоляции Ирана: около десятка штатов ввело меры, направленные против компаний, которые работают в определенных секторах экономики.
В половине этих штатов ограничения могут быть сняты только при условии, что Иран больше не будет считаться страной, которая поддерживает терроризм, или если будут сняты федеральные санкции против Ирана – а это маловероятный исход даже в случае, если будет достигнуто соглашение по ядерной программе. Два штата – Канзас и Миссисипи – даже рассматривают возможность введения новых санкций против страны.
Если санкции останутся в силе на уровне отдельных штатов или если штаты введут новые санкции против Ирана, когда федеральное правительство достигнет исторически важного соглашения по ядерной программе, это может привести к усилению разногласий между штатами и федеральным правительством по этому важному вопросу внешней политики.
Несмотря на то что штаты обычно согласовывали принимаемые меры с федеральными санкциями против Ирана, однако зачастую меры, которые принимались отдельными штатами против компаний, имеющих связи с Ираном, были более жесткими, чем в случае с федеральными санкциями.
"Наши санкции в области инвестиций никак не связаны с переговорами президента Обамы с Ираном", – заявляет Дон Гетс, сенатор от партии республиканцев в штате Флорида, который продвигал в 2007 г. законодательство, в рамках которого вводились меры против компаний, инвестирующих в энергетический сектор Ирана.
"Они должны радикально поменять свое поведение, и мы не будем руководствоваться мнением президента Обамы или любого другого президента относительно Ирана", – пояснил Гетс.
Окончательное соглашение, условия которого по-прежнему обсуждаются, вполне вероятно, снимет санкции США с Ирана в области продажи нефти в другие страны, а также ослабит ограничения иранской финансовой системы. Федеральные санкции против Ирана, связанные с такими вопросами, как права человека и терроризм, останутся в силе.
Агентство Reuters провело опрос среди штатов, которые ввели санкции против Ирана. В результате опроса законодатели в Джорджии, Флориде и Мичигане заявили, что они не намерены менять свою политику относительно Ирана даже в свете соглашения с федеральным правительством.
Представители власти в Коннектикуте и Иллинойсе заявили, что для изменения политики штата будет необходимо новое законодательство, если соглашение будет достигнуто.
Представители власти в Нью-Йорке и Орегоне заявили агентству Reuters, что они будут ждать изменений федерального законодательства, в случае если соглашение по ядерной программе будет достигнуто.
САНКЦИИ США В США запрещено иметь торговые отношения (прямые или косвенные) с компаниями, связанными с нефтяной отраслью Ирана, а также частными лицами, которые обслуживают интересы этих компаний. Более того, компаниям США запрещено инвестировать в нефтегазовую отрасль Ирана. Жестким санкциям могут быть подвергнуты и финансовые учреждения, которые проводят операции для Национальной иранской нефтяной компании и ее дочернего предприятия Naftiran Intertrade Company.
Компании и частные лица, которые нарушат режим санкций, могут быть оштрафованы на крупную сумму, их активы могут быть заморожены, а в крайнем случае есть риск оказаться в черном списке и быть лишенными доступа к финансовой системе США.
Двухпартийная поддержка Санкционные меры в области изъятия инвестиций были поддержаны обеими партиями, их в равной степени подписали как губернаторы-республиканцы, так и губернаторы-демократы.
Критики законодательства отмечают, что такие меры являются ненужным вмешательством отдельных штатов в критически важные вопросы политики США, так как власти штатов, как правило, имеют мало опыта и компетенции в вопросах внешней политики.
"Внешняя политика – это тот случай, когда правительство должно выступать единым фронтом", – считает Уильям Рейнш, президент Национального совета по внешней торговле, который представляет крупнейшие американские компании и выступает против односторонних санкций.
Иностранные компании являются основной пострадавшей стороной от санкций, так как федеральное законодательство запрещает американским компаниям работать с Ираном.
Согласно законодательству Флориды Управление по делам администрации штата (SBA), в ведении которого находятся инвестиции штата, вывело более $1,3 млрд из таких компаний, как PetroChina и "Газпром", за их работу в Судане или Иране. По состоянию на 2014 г. активы SBA составляли $177 млрд.
Как и в случае с Флоридой, Мичиган не так давно ввел санкции против Ирана. Штат вывел инвестиции на сумму около $185 млн средств пенсионных фондов из таких компаний, как Royal Dutch Shell, Vodafone, HSBC и Nokia, за их деятельность в Иране.
В 2013 и 2014 гг. Мичиган вывел инвестиции на сумму $45 млн из Becton Dickinson and Co., американской медицинской компании-производителя, которая поставляет товар в Иран легально согласно федеральному законодательству.
Представитель компании Becton Dickinson заявил, что компания не знала о том, что она стала объектом санкций со стороны Мичигана, до тех пор пока с ней не связались представители агентства Reuters. Он также заявил, что торговля с Ираном разрешена департаментом Казначейства США по контролю за иностранными активами, который контролирует соблюдение федеральных санкций.
Марти Нолленберг, сенатор из Мичигана, отмечает, что законодательство, которое было принято в штате и направлено на компании, работающие с Ираном, было частично основано на модели законодательства Американо-израильского комитета по общественным связям (AIPAC), лоббистской организации, которая продвигает идею введения дальнейших санкций против Ирана.
Ричард Невью, бывший первый заместитель координатора санкционной политики в Госдепартаменте США, заявил, что компании и местные правительства, а не Иран, стали основной проигравшей стороной от такого законодательства, направленного на вывод инвестиций из этих компаний.