InvestFuture

Предпринимателям подарят 2016 год

Прочитали: 395

Следующий 2016 г. может стать годом предпринимателя в России. Но улучшение настроя бизнеса и перспектив его развития зависит от целого комплекса факторов: как от внешней и внутренней конъюнктуры, так и от практических условий реализации знаковых решений по деофшоризации и амнистии капитала.

Следующий год может быть объявлен годом предпринимателя в России. Как рассказал накануне празднования очередного Дня предпринимателя (отмечается 26 мая – в ознаменование принятого в 1986 г. закона “Об индивидуальной трудовой деятельности”) президент РСПП Александр Шохин, такую идею бизнес-сообщество сейчас обсуждает с правительством. И вполне возможно, что заинтересованные стороны успеют согласовать этот вопрос.

Однако, будут ли они при этом испытывать соответствующий поводу приподнятый настрой, зависит от множества факторов: как от внешнего геополитического фона, так и от внутренних практических условий, вроде успешного (или неуспешного) осуществления намеченных знаковых решений по деофшоризации и амнистии капитала.

Напомним, в середине мая депутаты Госдумы РФ одобрили законопроект "О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках" в первом чтении. Как ожидается, в окончательном виде этот документ будет принят до 1 июня текущего года. С учетом данного обстоятельства практический старт деофшоризации было решено перенести с 1 апреля на 15 июня. Таким образом, уже в ближайшее время предпринимателям предстоит выбрать, в каком направлении далее продвигать свой бизнес.

Аналитики, правда, не ожидают в связи с этим незамедлительных значимых изменений. Как рассказал сайту "Вести.Экономика" телеканала "Россия-24" Александр Шохин, в перспективе можно рассчитывать на определенное увеличение налоговых поступлений, если легализованные в рамках амнистии средства далее, при наличии благоприятных условий, будут инвестированы в конкретные проекты. И также могут повыситься сборы с доходов, которые получались в России, но ранее уводились от налогообложения в офшоры. Однако многое будет зависеть от практической реализации заявленных решений. И, в частности, от того, удастся ли, например, упростить и удешевить процедуру перевода капитала из иностранной юрисдикции в российскую, а также исключить риски двойного налогообложения или неправомерного применения санкционных мер (в том числе в виде уголовной ответственности) при реализации закона о КИК, оговорил президент РСПП.

В свою очередь заведующий отделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН Яков Миркин полагает, что дальнейшее развитие событий в упомянутой сфере будет зависеть не столько от содержания и практического исполнения названных законов, сколько от внешней и внутренней конъюнктуры: в частности, от уровня цен на нефть, курса доллара и наличия санкций, а также от того, в какой мере оказываемое внешнее давление на отечественную экономику будет "уравновешиваться" внутри страны, например за счет сокращения регулятивных издержек и активной поддержки инвестиций, посредством соответствующих налоговых стимулов и активизации социальных проектов (строительство дорог, программ развития малых городов и т. п.).

Но пока общая экономическая ситуация в стране остается сложной, и апрель продемонстрировал наихудшие показатели по году, констатировал Миркин. На таком фоне, заметил он, неубедительными выглядят заявления представителей Минфина о том, что налоговая нагрузка в России сопоставима с аналогичными показателями стран ОЭСР, чей экономический рост составляет 0,5-1%, тогда как для России, в рамках курса на догоняющую модернизацию, необходим ежегодный прирост на 5-7% ВВП. Однако он недостижим при нынешних параметрах налогового бремени. В этом смысле более оптимальным представляется его уровень в районе 30%, как в азиатских экономиках, пояснил завотделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН.

В 2014 г., как сообщил на днях, представляя основные направления налоговой политики на последующие три года, замглавы Минфина Сергей Шаталов, налоговая нагрузка (с учетом таможенных пошлин и страховых взносов) составила в России 34,5%. Причем, если в нефтегазовом секторе она достаточно высока (свыше 80%), то в остальной экономике – около 20%. Это вполне приемлемый уровень, сопоставимый с показателями стран ОЭСР и БРИКС, указал Шаталов. Как он подтвердил, в целом в предстоящий трехлетний период правительство намерено выполнить свое обещание не повышать налоги - "даже в условиях, когда бюджетная система проходит серьезные испытания, а экономику штормит".

Исследование по поводу того, как предприниматели оценивают текущую налоговую нагрузку в нынешних "штормовых" условиях, по словам директора управления экономической политики и конкурентоспособности РСПП Марии Глуховой, предполагается завершить к середине года. При этом проведенный в начале 2015 г. опрос показал, что в перечне первоочередных озабоченностей российского бизнеса (обусловленных санкциями, ограничением доступа к заемному финансированию и т.п.) проблематика налогового администрирования, к примеру, на сегодня не значится.

В последние годы ситуация в налоговой сфере меняется к лучшему, признают эксперты. Но одновременно, добавляют они, следовало бы озадачиться и ситуацией в судебной системе, также жизненно важной для успешного развития бизнеса сфере, в которой еще предстоит добиться улучшения того же администрирования.

Пока же в текущем году, резюмировал главный экономист компании "Ренессанс Капитал" по России и СНГ Олег Кузьмин, после прогнозируемого негатива II и III кварталов в IV ожидается некоторое улучшение показателей. В результате предполагается, что к концу 2015 г. российская экономика снизится на 4% ВВП при падении инвестиций свыше 10%. Но уже в следующем году при повышении цен на нефть (с $60 за баррель, скажем, до $75-80) может быть достигнут 2%-й рост. При этом инфляция снизится до 7% (против 11,5% в 2015 г.). И хотя в этот раз восстановление экономики окажется более медленным в сравнении с кризисом 2008 г., предполагаемое улучшение ключевых показателей, конечно, повысит настроение у бизнеса. И с этой точки зрения было бы вполне уместно объявить 2016 г. годом предпринимательства, попутно предусмотрев новые стимулы для его развития, заключил Кузьмин.

Наталья Приходко

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Предпринимателям подарят

Поделитесь с друзьями: