Nestl?, крупнейшая компания по производству продуктов питания и напитков, сокращает 15% рабочей силы в 21 африканской стране. Согласно заявлению компании это связано с переоценкой роста среднего класса.
"Мы думали, это будет вторая Азия, но мы поняли, что средний класс в этом регионе очень маленький и он в целом не растет", – заявил Корнел Крумменахер, исполнительный директор Nestl? в Экваториальной Африке в интервью изданию Financial Times.
В этот регион входит 21 страна, включая Кению, Конго и Анголу.
Это контрастирует с рассказами о резком росте потребления в Африке, которые подтолкнули инвесторов к поискам новых быстрорастущих рынков.
Такое решение подчеркивает сложности, с которыми могут столкнуться иностранные компании, вышедшие на африканский рынок, на котором доминирует семейный бизнес, извлекающий пользу из знания местных особенностей и продажи дешевых продуктов.
Крумменахер также отметил, что торговый оборот в регионе не соответствует изначальным прогнозам роста, сделанным в 2008 г., когда Nestl?, инвестировав около $1 млрд в Африку за последнее десятилетие, усилила развитие в этом регионе.
С тех пор компания построила несколько новых фабрик, намереваясь увеличивать свой бизнес вдвое каждые три года.
На данный момент Nestl? закрыла представительства в Руанде и Уганде. Кроме того, она сокращает свою линейку продуктов почти вдвое. А также компания может закрыть 15 своих складов до сентября. Крумменахер отмечает, что будет здорово, если компания достигнет хотя бы 10%-го роста в ближайшие годы.
"У нас недостаточно денег, чтобы каждый месяц платить по счетам. Если мы сократим эти расходы, мы надеемся на то, что мы сможем выйти на уровень рентабельности в следующем году", – говорит Крумменахер, добавляя, что Nestl? пришлось занимать у швейцарского подразделения и местных банков, чтобы иметь возможность выплачивать зарплаты и покупать сырье.
Исследование, которое провел Африканский банк развития, показало, что средний класс континента насчитывал 330 млн человек в 2011 г. А вот исследование Standard Bank, проведенное в прошлом году, показало, что средний класс насчитывает всего 15 млн человек в 11 странах, при этом около 800 тыс. домохозяйств среднего класса находятся в Кении, общее население которой составляет 44 млн человек.
Решение Nestl? контрастирует с опытом ее конкурентов в регионе, которые по-прежнему расширяют свой бизнес, при этом несколько новых торговых центров открылись на континенте в этом году. Это торговые центры таких гигантов, как Wal-Mart и Carrefour. Например, в Нигерии, которая также является зоной ответственности Крумменахера, насчитывается 8 млн человек, которые относятся к среднему классу.
"Я думаю, что Nestl? делала большие ставки и проиграла, – заявляет Али-Хан Сатчу, консультант по инвестициям в Найроби. - У компании не было правильных продуктов для этого рынка, а рост среднего класса оказался не таким быстрым, как ожидалось. Многие транснациональные корпорации ожидали более быстрого роста".
Однако Nestl? не единственная компания, которая потерпела неудачи из-за переоценки роста среднего класса. Coca-Cola, Cadbury и Eveready сократили рабочих на своих фабриках в Кении в течение последних месяцев. Есть и такие компании, которые потерпели крах из-за чрезмерно высоких оценок роста среднего класса.
"Урбанизация – это, как правило, очень хорошо для производителей, но в этом случае многие люди фактически живут в трущобах, поэтому им просто нечего тратить", – отмечает Крумменахер.
По оценкам две трети из 4 млн жителей Найроби живут в несанкционированных поселениях.
Крумменахер также отметил плохо развитую инфраструктуру. Он заявил, что транспортные расходы составляют 75% от общих расходов компании. Кроме того, он указал на коррупцию, наводнения, общественные беспорядки и обесценивание национальных валют.
При этом аналитики рынка полагают, что дело не только в том, что рост среднего класса не оправдал ожиданий, но и в том, что крупным компаниям приходится конкурировать с местными компаниями, которые лучше известны местным покупателям.
По крайней мере четыре крупных региональных сети супермаркетов запустили свои собственные дешевые и надежные бренды.
Крумменахер отметил, что компания сосредоточится на основных продуктах, при этом элитные продукты уйдут с рынка.
Nestl? пережила еще один удар,после того как компании пришлось прекратить поставки произведенной в Индии лапши Maggi из-за обеспокоенности по поводу безопасности для здоровья. Крумменахер заявил, что компания общается с министерством здравоохранения в Кении по этому вопросу, при этом компания ожидает возвращения этого продукта на полки супермаркетов.