InvestFuture

ФАС: что мешает развитию конкуренции в России

Прочитали: 368

В четверг на заседании правительства во главу угла был поставлен вопрос развития конкуренции в России. Руководитель Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Артемьев перечислил основные "узкие места" конкуренции в России, при этом заметив, что с юридической точки зрения, само законодательство сейчас можно назвать одним из самых передовых.

"Очевидно, что конкуренция является одним из главных условий развития любой экономической системы, во многом формирует рынок товаров и услуг, определяет инвестиционный климат. Поэтому создание условий для того, чтобы у нас была честная конкуренция ... остается стратегической задачей государства", - подчеркнул Медведев, открывая заседание правительства.

По его словам, несмотря на предпринятые правительством меры, которые значительно улучшили ситуацию, согласно рейтингу Всемирного банка по условиям ведения бизнеса, Россия в прошлом году заняла 120-е место из 183 стран. "Скажем откровенно, ситуация не блестящая", - заметил глава правительства. Он поручил правительству разработать предложения по изменениям в программу развития конкуренции России и в соответствующий план мероприятий до 2015 года.

Представляя правительству доклад о состоянии конкуренции в России, руководитель ФАС Игорь Артемьев перечислил наиболее острые проблемы.

1. Упразднение закона о естественных монополиях.

"Наше большое желание: мы хотели бы попросить правительство всерьез обдумать вопрос об уничтожении закона о естественных монополиях", - заявил глава ФАС. По его словам, сегодня существуют противоречия между частным законом 1995 г. о естественных монополиях и более общим законом о конкуренции. "Из этого, более частного закона (о естественных монополиях), вылезает, например, закон о газоснабжении и другие частные законы, которые, несомненно, во многих позициях устарели и носят антиконкурентный характер", - указал Артемьев, добавив, что часто суды "совершенно справедливо применяют частные законы вместо общего закона о защите конкуренции, что приводит к многочисленным коллизиям и очень неконкурентным решениям суда".

2. Устранение МУПов и ГУПов в различных секторах российской экономики.

Артемьев подчеркнул, что, с одной стороны, эти организации ведут себя как государственные образования, получая государственные субсидии из бюджетов всех уровней. А с другой стороны, они "являются абсолютно полноправными хозяйствующими субъектами, которые работают в конкурентном поле". "Если мы их не упраздним и не уберем их из всех секторов российской экономики, за исключением, может, обороны и каких-то закрытых отраслей, то мы никогда не получим конкуренцию, например, в жилищном коммунальном хозяйстве, - заявил глава ФАС. - Мы никогда не сможем привести туда частные компании, которые просто не будут выдерживать конкуренцию с субсидируемыми государством закостенелыми образованиями". . По его словам, этот вопрос поднимался, но "остался примерно в состоянии двухтысячного года, ничего не продвинулось".

3. Деятельность госкорпораций.

Руководитель ФАС отметил, что речь идет об антиконкурентных, по сути, возможностях, которыми обладают госкорпорации. "Правительство на сегодня приняло ряд важных решений по приватизации госкорпорации и по ограничению срока деятельности многих из них. Мы считаем это исключительно важным решением", - сказал Артемьев.

4. Либерализация ряда отраслей России, которые сегодня находятся под тарифным регулированием.

По словам главы ФАС, в течение пяти лет обсуждается вопрос дерегулирования деятельности стивидорных компаний (портовых операторов) в российских портах. "Там абсолютная конкуренция", - заявил Артемьев. "Вместо этого сегодня продолжается тарифное регулирование всей этой отрасли. Приводит это к созданию параллельных структур, квазистивидорных компаний, через которые происходит рыночное ценообразование, которое действует в обход системы тарифного регулирования", - заметил руководитель службы.

5. Правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры.

Глава ФАС поставил в пример конкурентную процедуру подключения к электросетям, где правительством были приняты правила недискриминационного доступа. "Это огромный многостраничный документ, который является навигатором действий для бизнеса, для контролирующих структур. Здесь, в общем, наведен определенный порядок", - заявил Артемьев. При этом, по его словам, в России нет правил недискриминационного доступа в отрасли связи, а правила доступа к железнодорожной инфраструктуре сильно устарели, в связи с чем возникают колоссальные проблемы. "У нас в очень многих отраслях инфраструктуры нет правил недискриминационного доступа. Значит, правил нет, значит, можно все по праву сильного и по праву монополии", - заметил глава ФАС.

В среду, накануне заседания правительства, Артемьев заявил, что программа развития конкуренции в России оказалась бессмысленным документом и, не достигнув целей, провалилась.

Программа развития конкуренции на 2009-2012 гг. разработана Минэкономразвития и утверждена правительством в мае 2009 г. Программа, в частности, предусматривала сокращение издержек предпринимателей для выхода на рынок, упрощение доступа к инфраструктуре естественных монополий, ослабление надзора за работой компаний и усиление надзора за действиями чиновников.

"Программа ничего не принесла, она оказалась бессмысленным документом", - заявил Артемьев на Бюро правления РСПП.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
ФАС: что мешает развитию

Поделитесь с друзьями: