Российские авиакомпании как могут борются за своих пассажиров. Конкуренция в российском небе возрастает. Редакция сайта Вести.Экономика постаралась разобраться в этой проблеме.
Российские авиакомпании как могут борются за своих пассажиров. Глава Ассоциации эксплуатации воздушного транспорта Владимир Тасун полагает, что демпинг превратился в главное оружие в этой конкурентной борьбе. По мнению Тасуна, отечественные компании готовы устанавливать тарифы ниже себестоимости, лишь бы привлечь клиента. «Это уже не бизнес, а благотворительность»,- добавил он. Делая выводы из слов, сказанных выше, можно заключить, что чем больше пассажиров у авиакомпании, тем убыточнее она, ведь проводить полеты ниже их себестоимости, значит накапливать долги, а не прибыль. На самом деле, мировой опыт давно доказал, что полная либерализация внутренних пассажирских авиаперевозок ни к чему хорошему не приводит. Так почему отечественные перевозчики прибегают к такому ненадежном и даже провальному методу?
Дело в том, что конкуренция в российском небе действительно впечатляет- на одной линии летает до шести авиаперевозчиков. Компании бьют тревогу. Первым за искусственное ограничение конкуренции выступил глава группы "Аэрофлот" Виталий Савельев. Полностью опровергнув наличие демпинговой политики в своей компании, Савельев обвиняет компанию "Трансаэро", своего прямого конкурента, в том, что та спускает деньги, полученные под гарантии, на искусственное занижение цен на свои рейсы. Однако эту информацию опровергли представители банка-партнера "Трансаэро", сказав, что займ потрачен по назначению, т.е. на повышение финансовой устойчивости авиакомпании.
В то же время "Аэрофлот" запустил лоукостер "Победа", который официально основой своей бизнес-модели делает низкие цены на авиаперелеты. Не это ли и есть демпинговая политика авиакомпании?
Стоит поставить вопрос, существует ли вообще демпинг на российском авиарынке? Для ответа на этот вопрос стоит проанализировать стоимость билетов на внутренние рейсы, которые предлагают авиакомпании большой тройки - "Аэрофлот", "Трансаэро" и S7.
Вот, например, стоимости билетов на произвольно выбранные направления из Москвы на произвольные даты в июле, сентябре и ноябре:
Стоимость билетов, руб | Аэрофлот | Трансаэро | S7 | ||||||
Дата | 28.07 | 30.09 | 30.11 | 28.07 | 30.09 | 30.11 | 28.07 | 30.09 | 30.11 |
Анапа | 10230 | 6230 | 6230 | 11267 | 5760 | 5382 | 5690 | 5690 | 5690 |
Барнаул | 19239 | 9230 | 9230 | 17600 | 9697 | 8806 | 13200 | 9100 | 12300 |
Владивосток | 63230 | 11000 | 11000 | 78511 | 10129 | 10177 | - | - | - |
Как мы видим, цены авиаперевозчиков не очень то различаются.
А вот цены на июль, август и сентябрь:
Цены в июле, августе и сентябре, руб | Аэрофлот | Трансаэро | S7 | ||||||
Дата | 22.08 | 28.07 | 02.09 | 22.08 | 26.07 | 02.09 | 22.08 | 26.07 | 02.09 |
Хабаровск | 24460 | 57230 | 11000 | 28325 | 32390 | 19400 | 21430 | 35000 | 20400 |
Новосибирск | 11230 | 11230 | 7230 | 6500 | 6500 | 3850 | 9700 | 9700 | 5700 |
Барнаул | 14230 | 14230 | 10230 | 7500 | - | 6200 | 10800 | 10800 | 7600 |
Что касается международных рейсов, то вот цены на август, сентябрь и октябрь:
Цена на международные рейсы, руб | Аэрофлот | Трансаэро | S7 | ||||||
Дата | 15.08 | 10.09 | 25.10 | 15.08 | 10.09 | 25.10 | 15.08 | 10.09 | 25.10 |
Рим | 21624 | 14554 | 14554 | 16925 | 8990 | 8990 | 9800 | 7875 | 6015 |
Париж | 23474 | 21744 | 21744 | 39868 | 5425 | 13206 | - | 7875 | 6015 |
Таким образом, у нас остается два варианта: либо демпинга на российском авиарынке нет вовсе, либо им занимаются все компании. В последнем случае термин демпинг неуместен, ведь снижение цен- элемент здоровой конкуренции между компаниями.
Что касается заявления Савельева о необходимости искусственного устранения конкурентов за их низкие цены в лице "Трансаэро", то эксперт в области авиации Алексей Захаров считает: "Если компания не слишком эффективно работает, т.е. имеет высокую себестоимость перевозок, вряд ли стоит за это наказывать конкурентов, у которых себестоимость ниже".