InvestFuture

Рубль и налоговый маневр провоцируют дефицит бензина

Прочитали: 336

С ослаблением курса рубля и цен на нефть возобновилась дискуссия об отмене налогового маневра, действующего с 2015 г. Нефтекомпаниям сложно модернизировать нефтепереработку в таких условиях и на горизонте замаячили дефицит бензина и рост его цены.

Затевая налоговый маневр правительство намеревалось улучшить положение в нефтяной отрасли и бюджетной сфере.

Позиция Минфина

"Маневр и снижает зависимость бюджета от цен на нефть, и смягчает эффект от их падения для нефтяной отрасли.

В соответствии с параметрами "большого налогового маневра" предельная ставка экспортной пошлины на нефть должна снизиться с 59% в 2014 г. до 30% в 2017 г. Базовая ставка НДПИ на нефть при этом растет с 493 рублей за тонну в 2014 г. до 919 рублей в 2017 г. Одновременно увеличиваются ставки экспортных пошлин на нефтепродукты и снижаются ставки акцизов на моторные топлива", - отмечают в министерстве финансов.

Более того, Минфин не исключает снижение пошлин до нуля к 2025 г., но при высоком уровне модернизации НПЗ.

Смысл налогового маневра – бюджет должен зарабатывать и в условиях высоких и низких цен на нефть, в т.ч. за счет нефтепеработки и выпуска бензинов более высокого класса и более дорогих марок.

"В результате при низких ценах на нефть (от $40 до $60 за баррель) налоговый маневр приводит к относительному увеличению доходов бюджета, причем не только по сравнению с условиями 2014 г., но и в сопоставлении с условиями 100-процентной пошлины на мазут. Так, если бы мы не проводили маневр, а ввели запланированную 100-процентную пошлину на темные нефтепродукты, то при цене в $50 за баррель доходы бюджета оказались бы ниже аналогичных в условиях маневра почти на 6 млрд руб.", - подсчитали в Минфине.

Маневр по-разному влияет на доходность добычи нефти, - признают чиновники. В низком ценовом диапазоне (от $40 до $60) доходность нефтедобычи действительно несколько снижается, если рассчитывать ее в долларах. По оценкам Минфина, недополученная EBITDA отрасли колеблется от $0,5 до $1 на баррель при цене нефти $60 и $40 соответственно.

Но в условиях плавающего курса рубля снижение стоимостных объемов экспорта в силу падения нефтяных цен приводит к девальвации рубля, а основная часть капитальных и операционных затрат в отрасли номинирована в рублях.

"В результате денежный поток отрасли, выраженный в рублях (EBITDA за вычетом капитальных расходов на поддержание текущей добычи), по нашим оценкам, по мере снижения цены на нефть оказывается выше (на 30-40%), чем при цене нефти $100 за баррель", - успокаивают нефтяников в Минфине.

Позиция Минэнерго

Налоговый маневр, которым отложено введение 100%-ной пошлины на мазут и снижены величины экспортных пошлин на нефть и светлые нефтепродукты и повышены ставки НДПИ, направлен в первую очередь на стимулирование добычи традиционной нефти, отмечают в Минэнерго.

"С учетом падения цен на нефть изначальные целевые показатели по снижению налоговой нагрузки несколько отличаются по факту от тех, которые планировались. Это надо объективно признать, мы это понимаем", - отметил министр энергетики Александр Новак.

"Министерство постоянно мониторит данную ситуацию. Однако мы считаем, что в настоящее время нет необходимости принимать какие-либо корректировки налогового маневра", - отмечают в министерстве.

Санкции и НПЗ

Нефтекомпании не спешат вкладываться в модернизацию НПЗ в условиях низких цен на бензин: средняя глубина нефтепереработки остается ниже 75% (на большинстве западных НПЗ – выше 90%). При этом Минфин всегда считал это прямыми потерями бюджета, отмечает замминистра финансов Сергей Шаталов.

С 1 января 2015 г. в России прекратилось обращение моторного топлива класса 3 и внутренний рынок не заметил этого.

Глубина переработки нефти в 2014 г. выросла на 1%. По итогам года введено 13 установок в соответствии с планами и графиками.

Планируется к вводу 27 новых установок по переработке нефти.

"Однако мы видим, что компании испытывают ряд трудностей с привлечением финансирования и вложения инвестиций. Мы видим, что реализация этой задачи может быть несколько осложнена в связи с финансовыми трудностями привлечения средств. И сегодня некоторыми компаниями ставится вопрос о переносе срока ввода 11 установок. В настоящее время никаких решений по этому вопросу нет. Мы держим этот вопрос на контроле, и вопрос на стадии проработки", - заявлял Новак месяцем ранее.

За 3 года отечественными нефтяными компаниями было построено или модернизировано 47 установок, глубина переработки нефти на российских НПЗ достигла 72,4%.

"Мы за 2 года отказались от обращения моторных топлив 2-го и 3-го классов, в полном объеме обеспечили внутренний рынок высокоэкологичным топливом. Сегодня из 36 млн тонн потребляемого в стране бензина только 8 млн тонн относится к 4 классу, остальной – 5 класса, соответствующего самым строгим международным нормам, а с 2016 г. мы планируем совсем отказаться от производства топлива 4 класса", - отмечают в министерстве энергетики.

При этом Минэнерго намерено сократить долю импортного оборудования в отрасли с 60% в настоящее время до 43% в 2020 г.

Рост стоимости импортного оборудования НПЗ при сокращении его поставок, отказа от топлива низкого класса заметно осложнит производство бензина на необходимом уровне. Дефицит приведет к росту цен.

Согласно опросу российских нефтекомпаний, иностранное оборудование лидирует в рейтингах поставщиков для модернизации НПЗ.

Нефтяники о налоговом маневре

Михаил Гуцериев, председатель совета директоров НК "Русснефть":

"Это крайне вредный в этой обстановке, когда курс доллара скачет, как гипертонический криз у больного, по 10, по 5, по 3 пункта в течение недели. Вся нефтепереработка находится в убытке, за первый квартал два наших завода получили убытки за счет курсовой разницы. Когда делали налоговый маневр, он был правильно сделан и для того, чтобы стимулировать компании для модернизации наших заводов. Но в условиях, того, что произошло с курсом доллара и произошло с санкциями, произошло с падением цен на нефть, надо было немедленно остановить налоговый маневр".

Игорь Сечин, президент "Роснефти" :

"Для того чтобы делать окончательный выводы, надо все-таки подождать как минимум до конца года, может быть, и побольше, потому что существует инвестиционный лаг определенный. Те инвестиционные решения, которые сейчас обеспечивают развитие отрасли, были приняты 2-3 года назад. И они продолжают работать. Поэтому, для того чтобы мы сделали окончательные выводы, надо немного подождать, чтобы пришли новые деньги, их стоимость изменилась, изменились налоги на добычу полезных ископаемых. Это приведет, безусловно, к росту стоимости сырья. Одновременно так называемый налоговый режим создал преференции, позволяющие компенсировать часть этих затрат за счет экспорта. Но как мы видим, экспортная цена упала, и мы в случае повышения цены, я думаю, что мы получим определенную компенсацию".

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Рубль и налоговый маневр

Поделитесь с друзьями: