InvestFuture

Зачем в России "мега-Минфин"?

Прочитали: 345

Объединение МЭР и Минфина в мегаминистерство обеспечило бы экономию средств, не сопоставимую с дивидендами от прорывного экономического развития – во главе с профильным ведомством, полномочия которого изменялись бы исключительно исходя из этой генеральной цели

Вслед за мегарегулятором в лице центробанка в России может появиться и мегаминистерство "с финансовым уклоном": определяющая роль в анонсированном СМИ вероятном объединении Минфина и Минэкономразвития отводилась первому ведомству. Причем запущенная газетой "Ведомости" информация о том, что идея слияния этих двух ведомств становится все более популярной в правительстве, обосновывалась как общими соображениями о приоритетности задач сбережения бюджета и резервов в нынешней кризисной ситуации, так и практическими ссылками на ограничение расходов вследствие такого слияния.

"Это довольно крупные министерства, объединение которых позволило бы значительно уменьшить суммы на их содержание. При том, что в деятельности названных ведомств, действительно, допускалось определенное дублирование, в частности в сфере прогнозирования", - ответила "Вести Экономика" аналитик ФК "Уралсиб" Ольга Стерина. Тогда как на сегодня, заметила она, задачи бюджетной экономии объективно выходят на передний план.

В сложившихся обстоятельствах предложения Минфина по сокращению издержек и более эффективному расходованию средств неизбежно становятся приоритетными, подтвердил старший аналитик исследовательской компании Frank Research Group Сергей Алин. К тому же, оговорил он, складывается впечатление, что в последнее время министерство экономического развития недостаточно активно продвигало идеи этого самого развития, словно испытывая "кризис жанра". В результате и дискуссии его представителей с коллегами из Минфина зачастую казались формальными, конкретизировал Алин.

Тем не менее, возразил замдиректора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Владимир Сальников, дискуссии о том, как далее следует развивать российскую экономику, необходимы и должны иметь соответствующее организационное оформление. Другое дело, признал он, что МЭР в последнее время оказывалось достаточно пассивным в продвижении идей экономического развития и реформирования. Однако, очевидно, что и консервативный по своей природе Минфин на роль застрельщика реформ не годится, констатировал Сальников.

Примечательно, что, говоря о перспективах предложенной объединительной затеи, эксперты также исходили из соображений о том, например, позиции какого ведомства сейчас наиболее сильны и чаще учитываются властями при принятии итоговых решений. В связи с чем один из аналитиков изначально отказался от комментария, опасаясь, что вся дискуссия сведется к оценке персоналий и конкретного расклада сил. И, в самом деле, в рассуждениях на заданную тему один из наиболее расхожих аргументов был обусловлен тем аппаратным весом, который сохранился за Минфином со времени, когда его возглавлял Алексей Кудрин. И уже казалось: за ссылками на то, что потенциальному мегаминистерству нужен суперруководитель, тоже маячил призрак Алексея Леонидовича.

Сегодня, когда условия функционирования отечественной экономики усложнились, конечно, важно, чтобы у руля в ключевом ведомстве оказался авторитетный руководитель из разряда тяжеловесов, не стал спорить Сергей Алин.

Возможно, у сторонников идеи слияния упомянутых ведомств имеются собственные соображения и в отношении экс-главы Минфина, согласился замдиректора Института "Центр развития" НИУ-ВШЭ Валерий Миронов. “К Алексею Кудрину я отношусь уважительно. Но идею объединения Минэкономразвития и Минфина поддержать не могу“, - оговорил Миронов. Как он сформулировал, МЭР предстоит сыграть стратегическую роль в разработке реформ, призванных поспособствовать превращению сырьевой отечественной экономики в несырьевую и инновационную. Тогда как министерству финансов надлежит решать собственные текущие практические задачи. И если объединить эти ведомства, то под угрозой окажется процесс преодоления "голландской болезни" и "ресурсного проклятия" российской экономики, который должно возглавить МЭР. С этой точки зрения, к слову, более перспективным выглядело бы объединение Минэкономразвития и Минпромторга. Впрочем, скорее всего, о возможных слияниях и объединениях поговорят-поговорят, да тем дело и ограничится, заключил замдиректора Института "Центр развития" НИУ-ВШЭ.

С последним предположением согласились и другие аналитики, за исключением одного, допустившего, что пусть не в самое ближайшее время, а, скажем, в следующем году Минфин и МЭК все же могут быть запряжены в общую упряжку.

Хотя, очевидно, что необязательный выигрыш, полученный за счет экономии средств от объединения двух ведомств в один "большой Минфин", не способен перекрыть возможных дивидендов от будущего прорывного экономического развития – во главе с профильным ведомством, полномочия которого необходимо пересмотреть исключительно исходя из этой генеральной цели. И если сегодня нет четкого понимания того, как ее осуществить, то пока, к примеру, следует ограничиться оптимизацией контрольно-надзорных структур: о соответствующих намерениях правительства также сообщалось накануне.

Наталья Приходко

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Зачем в России

Поделитесь с друзьями: