InvestFuture

Центральные банки: бесконечная независимость

Прочитали: 447

Центральные банки во всем мире – от ФРС США и ЕЦБ до Банка Англии – имеют власть и независимость, которой не имели их предшественники.

После окончания мирового финансового кризиса они разрабатывали новые инструменты, такие как способность приобретать активы стоимостью несколько триллионов долларов, чтобы стимулировать экономики своих стран, при этом наращивая регуляционные обязанности над банками и рынками.

Эти свободы сделали центральные банки более уязвимыми перед критикой, включая жалобы на то, что они пытаются "укротить" экономический цикл.

Интервенции, направленные на предотвращение кризиса, также привели к серьезным дебатам по поводу распределения доходов и неравенства.

В итоге они стали работать, находясь на опасной грани между монетарной политикой и бюджетной политикой, приобретая значительное количество государственных облигаций в рамках схемы количественного смягчения.

Политические настроения, окружающие центральные банки, тоже стали враждебными.

Так, в США представители Республиканской партии сделали ФРС мальчиком для битья, а Тед Круз, кандидат в президенты от этой партии, обвинил ФРС в том, что ее политика низких ставок "выжимает соки" из экономики страны. По его мнению, необходим более жесткий контроль со стороны конгресса и возвращение к золотому стандарту.

В еврозоне ЕЦБ также подвергся жесточайшей критике вместе с Международным валютным фондом и Еврокомиссией в связи с ситуацией с государственным долгом Греции, а также других стран, в том числе Португалии и более слабых с экономической точки зрения стран-членов ЕС.

В Великобритании Марк Карни, глава Банка Англии, обвинялся в том, что в своих речах слишком часто затрагивает такие темы, как климатические изменения и членство Великобритании в ЕС, которые, по его мнению, имеют прямое отношение к компетенции Банка Англии.

В этой непростой атмосфере некоторые аналитики полагают, что независимость центральных банков находится под угрозой.

"Центральные банки пытаются прыгнуть выше головы, - говорит Виллем Битер, главный экономист в Citi и бывший член Комитета по денежно-кредитной политике Банка Англии. - Это может привести к негативным последствиям, а также к тому, что центральные банки потеряют свою операционную независимость даже там, где эта независимость имеет смысл – в разработке и проведении монетарной политики".

Центральные банки получили свою независимость, то есть способность определять монетарную политику без вмешательства со стороны, лишь в последние десятилетия.

И центральные банки не хотят ее потерять, так как они напрямую определяют процентные ставки исходя из интересов низкой и стабильной инфляции, а не краткосрочных политических интересов.

Преувеличенное значение До кризиса казалось, что центральные банки изобрели магическую формулу, так как ведущие экономики в 1990-е и 2000-е гг. развивались в условиях низкой и стабильной инфляции, а также при относительно стабильном росте в эпоху, известную как "Великое успокоение".

Эти условия оказались химерой. В 2000-е гг. большинство глав ЦБ не смогли оценить или даже признать самые главные риски, возникающие в банковской системе. Эта оплошность привела к катастрофическим последствиям, когда финансовый крах привел к самой масштабной после 1945 г. мировой рецессии. Но как не странно, центральные банки вышли из этого кризиса более влиятельными, чем когда-либо в истории.

И в связи с этим часто возникает один вопрос: не стали ли полномочия центральных банков слишком масштабными. Многие полагают, что органы денежно-кредитного регулирования должны сосредоточиться на своей главной задаче – сохранении инфляции на заданном уровне. Именно эту цель они и пытаются преследовать.

Некоторые аналитики, наблюдающие за ростом независимости центральных банков, полагают, что необходимо пересмотреть саму концепцию независимости в свете тех новых инструментов, которые органы денежно-кредитного регулирования приобрели в последнее время.

Чем больше власти и ответственности предоставляется центральным банкам, тем выше риск того, что они будут принимать политически обусловленные решения, полагает Стивен Кинг, главный экономический советник HSBC.

В США ФРС сталкивается с целым рядом законодательных преград относительно своей независимости от конгресса, в котором многие обеспокоены интервенциями ФРС в эпоху кризиса. Очень много предложений поступает по вопросу об ограничении полномочий ФРС. Вряд ли эти предложения когда-нибудь будут законодательно закреплены, тем не менее они высказываются в очень напряженной политической атмосфере, в которой центральным банкам довольно сложно работать и ориентироваться.

Если говорить о Европе, то там ЕЦБ стал мишенью для жесткой критики со стороны политиков и протестующих, которые обвиняют его в недемократичности, а также в том, что он не несет ответственности за то, как он управляет долговым кризисом.

Так, в апреле этого года во время выступления Марио Драги, главы ЕЦБ, студентка устроила акцию протеста, осыпав Драги конфетти, выражая таким образом протест против того, как ЕЦБ повел себя во время долгового кризиса Греции.

Драги при этом настаивал на том, что правила, а не политика, определили его подход к работе с Грецией и другими странами-членами ЕС.

Рост популистских партий, включая греческую СИРИЗА, также привел к тому, что ЕЦБ стал все больше слышать критику в свой адрес.

Разные взгляды В Великобритании независимость Банка Англии оказалась под угрозой, после того как Джереми Корбин, лидер Лейбористской партии, заявил, что центральный банк должен финансировать государственную инфраструктуру – политика, получившая название "народное количественное смягчение".

Джон Макдоннел, канцлер казначейства Теневого кабинета, с тех пор заявил, что независимость центрального банка является "неприкосновенной".

На прошлой неделе Стэнли Фишер, вице-председатель ФРС, опубликовал детальную статью, в которой он защищает независимость монетарной политики, предупреждая о том, что зависимость от политиков может оказаться опасной в то время, когда инфляция не растет.

Он признал, что дебаты относительно независимости осложняются новыми целями по финансовой стабильности и таргетирования инфляции и, вероятно, политическое вмешательство может быть уместным при решении таких вопросов, как бум в области недвижимости.

Вопрос, который беспокоит ФРС больше всего, - это законопроект, поддержанный некоторыми представителями обеих партий, который направлен на ограничение возможности ФРС выдавать экстренные займы во время кризиса.

А Банк Англии не раз критиковали за излишнюю, по мнению критиков, секретность. Несмотря на то что власти приняли меры по повышению уровня прозрачности в деятельности банка, тем не менее критики с недоверием отнеслись к этому решению.

Связи с финансовой индустрией Еще одна сфера, в которой от центральных банков требуют большей прозрачности, - это связи с финансовой индустрией.

Так, поднимаются вопросы о связи Банка Англии с определенными хедж-фондами.

Критики отмечают, что необходимо пройти долгий путь в области усовершенствования правил и нормативов, который привел бы к тому, чтобы общественность начала больше доверять центральным банкам, даже когда они получают новые полномочия.

Главы центральных банков уже сейчас подвергаются тщательным проверкам, однако в будущем это может получить развитие.

Критики также опасаются того, что "центральные банки стали очень влиятельными, и если власть развращает, то абсолютная власть развращает абсолютно", поэтому необходимы более инновационные методы отчетности.

Вероятно, самим главам центральных банков необходимо быть выше политических скандалов, чтобы избежать критики за избыточное вмешательство в политику.

Эксперты говорят о том, что центральным банкам необходимо уметь объяснять любое свое решение с точки зрения стабильности и эффективности. И если они смогут сделать это, то общественность вряд ли будет критиковать их за избыточные полномочия.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Центральные банки:

Поделитесь с друзьями: