InvestFuture

Выдержит ли Россия борьбу за рынок нефти Европы?

Прочитали: 563

Многие аналитики нефтегазовой отрасли полагают, что стремление Саудовской Аравии любой ценой защищать свою долю на нефтяном рынке и позволить силам рынка определять цены на нефть начинает нервировать Россию в целом и главу "Роснефти" Игоря Сечина, в частности.

Отмечается, что к концу октября саудовцы начали конкурировать с Россией за долю европейского рынка. Они подписали соглашение с PKN Orlen SA, которая является лидирующей нефтеперерабатывающей компанией Польши, по поставкам нефти.

Как отмечает агентство Bloomberg, глава польской компании назвал соглашение "угрозой традиционному доминированию России как основного поставщика нефти в Польшу". Подчеркивая тот факт, что это не одноразовая акция, саудиты снизили цены на нефть для Северо-Западной Европы и Средиземноморских стран в начале ноября.

Глава еще одной крупной польской нефтеперерабатывающей компании - Grupa Lotos SA - заявил, что такие шаги существенно улучшили позиции саудовцев в переговорах.

До сих пор российское правительство и компании хладнокровно реагировали на решение Саудовской Аравии любой ценой защищать свою долю рынка, которое страна приняла на саммите ОПЕК в ноябре прошлого года.

Российские власти и представители нефтегазовой промышленности не раз отмечали, что это решение никак не повлияет на российскую энергетическую политику.

10 сентября агентство Bloomberg в своей статье процитировало слова министра энергетики России Александра Новака, который заявил, что "искусственное снижение добычи было бы бессмысленным в долгосрочной перспективе". Кроме того, были приведены слова Сечина, который заявил, что "Россия не смогла бы снизить добычу, даже если бы захотела".

Агентство также процитировало слова министра финансов Антона Силуанова, который сравнил бюджетный дефицит России в 3% с бюджетным дефицитом Саудовской Аравии в 20%.

А 29 октября то же агентство Bloomberg в своей статье сообщило о том, что "добыча нефти в России почти побила рекорд советского времени в четвертый раз в этом году, в то время как добывающие компании страны вновь демонстрируют свою стабильность на фоне снижения цен на нефть".

Рост добычи также убедит аналитиков отрасли в том, что положение России в сравнении с другими добывающими странами намного сильнее.

Так, некоторые аналитики связали это с экономическими и финансовыми факторами. Они отмечают, что курс рубля против доллара снизился, что положительно сказалось на рублевой прибыли российских добывающих компаний. Кроме того, есть и те, кто говорит о психологических проблемах: упорство России перед лицом сложностей.

О сильной позиции России говорит и заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. "Да, цены на нефть упали, и российские нефтегазовые компании, также как и иностранные, принялись сокращать расходы. Так, "Роснефть" в 2015 г. планирует сокращение удельных операционных и капитальных затрат на 30% (в долларовом выражении), а, к примеру, "Газпром" запланировал на текущий год сокращение затрат на 17,39 млрд рублей. Оптимизация – естественный общемировой процесс. Россия здесь не исключение", - отмечает он.

При этом он отмечает, что сложившаяся на мировом рынке ситуация жестоко ударила по наименее рентабельным проектам. "В этом смысле у России все хорошо, - уверен аналитик. - Наша нефть остается конкурентоспособной и достаточно дешевой в производстве. Конечно, какие-то проекты будут перенесены. Но, с другой стороны, возможно, нынешняя ситуация, при которой мировые игроки ведут себя осторожно, не решаясь брать на себя дополнительные риски, позволит российским компаниям усилиться на ряде традиционных рынков и выйти на новые. Очень показателен пример Китая, где Россия (в сентябре) обогнала Саудовскую Аравию по объему поставок".

При этом аналитики отмечают, что "вылазка" Саудовской Аравии на европейский рынок вызвала негативную реакцию со стороны России.

Так, согласно статье Bloomberg глава "Роснефти" Игорь Сечин, выступая на Евразийском форуме в итальянской Вероне в конце октября, выступил с критикой стратегии Саудовской Аравии в целом и ее планах расширить долю на европейском рынке, в частности.

Он утверждал, что саудовцы "не добьются каких-либо значимых побед" со своей стратегией, а кроме того, он подверг сомнению надежность Саудовской Аравии как поставщика в Европу, заявив, что поставки в Европу из стран Ближнего Востока не имеют "логистического преимущества" для Европы.

Влияние цен на нефть Почему Россия вдруг озаботилась этим вопросом?

В 2013 г. "Роснефть" приобрела своего конкурента – компанию TNK-BP за $55 млрд, что позволило ей обойти ExxonMobil и стать самой крупной в мире нефтяной акционерной компании по объему добычи. Сделка была завершена, в то время когда баррель нефти стоил более $100, и казалось, что в долгосрочной перспективе нефть будет стоить выше $100 за баррель. Именно поэтому такое приобретение казалось очень выгодным.

Поэтому аналитики полагают, что выход Саудовской Аравии на европейский рынок, который намекает на возможность ценовой войны в Европе, усиливает борьбу за долю рынка и усложняет стратегию ценообразования для России, против которой страны Запада ввели санкции, пошатнувшие ее позиции на мировых рынках.

Все вместе эти факторы указывают на серьезное финансовое давление на "Роснефть", и в итоге покупка TNK-BP может оказаться уже не такой выгодной, как раньше.

Как показано на таблице ниже, крупнейшими рынками сбыта нефти, нефтепродуктов и нефтехимических продуктов "Роснефти" по объемам являются страны Европы и Азии, не входящие в СНГ. На них приходится в среднем 75% продаж (за исключением природного газа) с 2011 г. Кроме того, объемы продаж в эти страны уверенно росли начиная с 2011 г.

Тем не менее, несмотря на то что объемы продаж на эти рынки растут, рублевая прибыль, которую они принесли в первой половине 2015 г., стала меньше, чем в первой половине 2014 г., и вполне вероятно, что она будет меньше за весь 2015 г. по сравнению с 2014 г.

Так почему же в первой половине 2015 г. снизилась рублевая прибыль?

Каждая тонна сырой нефти, нефтепродуктов или нефтехимических продуктов, проданная в первой половине 2015 г., приносила меньше рублей в среднем, чем в первой половине 2014 г. А более высокие рублевые цены на рынках СНГ и на внутреннем рынке, составляющих только 25% продаж, были недостаточными, для того чтобы компенсировать влияние снижения цен в страны Европы и Азии, не входящие в СНГ.

Более того, снижение числа рублей, полученных за каждую тонну, означает и меньшую прибыль в долларах. Таким образом, прибыль "Роснефти" в 2015 г. может более-менее сравняться с прибылью в 2011 г.

Так, 15 месяцев назад "Роснефть" потратила $55 млрд и взяла в кредит около $40 млрд, чтобы купить TNK-BP:

Снижение цен на нефть и снижение курса рубля подрывают возможность "Роснефти" конкурировать с крупными энергетическими компаниями в области капитальных расходов.

"Роснефть" может потратить от $9 млрд до $10 млрд на капитальные расходы в 2015 г., в то время как, например, ExxonMobil и Chevron планируют потратить более $30 млрд.

Кроме того, снижение цен на нефть и ослабление рубля подрывают возможности "Роснефти" выплатить долг, который компания взяла для покупки TNK-BP.

В итоге получается, что прибыль, которая остается после вычета трех важных неоперационных расходов (капитальные расходы, проценты и дивиденды, которые выплачиваются акционерам во второй половине каждый год), составляет около $2,8 млрд в 2015 г.

Аналитики полагают, что если низкие цены на нефть и ослабление рубля останутся в долгосрочной перспективе, то операционного денежного потока в 2016 и 2017 гг. может не хватить, чтобы покрыть основные выплаты.

Месть или здоровая конкуренция? Некоторые аналитики полагают, что ослабление рубля против доллара может стать настоящим спасением для российских энергетических компаний, так как выплаты за экспорт энергоносителей идут в долларах.

Однако с этим утверждением согласны далеко не все. Кроме того, в октябре 2015 г. МВФ в своем отчете отметил, что инфляция в России, которая частично связана со снижением курса рубля, в среднем составит 15,789% в 2015 г., 8,634% - в 2016 г. и 7,25% в 2017 г., 5% - в 2018 г., а затем будет держаться на уровне 4%.

Именно инфляция приводит к повышению операционных расходов.

Однако многие аналитики отмечают тот факт, что, несмотря на все негативные последствия сложившейся на рынке ситуации, "Роснефть", как и другие российские энергетические компании, несомненно, сможет развиваться в этих условиях, даже в том случае, если цены на нефть останутся низкими в течение длительного периода.

Некоторые эксперты отрасли полагают, что России вообще не стоит беспокоиться о конкуренции на европейском рынке со стороны Саудовской Аравии.

Во-первых, смена поставщика европейских НПЗ сопряжена с некоторыми трудностями, так как оборудование НПЗ настраивается под определенные сорта и параметры нефти и при смене источника обычно необходимо перенастраивать оборудование, что занимает до нескольких месяцев.

Во-вторых, Саудовская Аравия не в том состоянии, чтобы демпинговать долгое время.

Так, заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов отмечает, что эта страна в настоящий момент не способна на долгосрочную борьбу за рынок с помощью демпинга в силу ряда экономических проблем, а также обострения ситуации на Ближнем Востоке.

Также эксперт отмечает, что "Роснефть" сейчас неплохо чувствует себя на других рынках, в частности на рынке Китая, который является одним из самых крупных рынков сбыта для российской нефти.

"А в перспективе положение российских нефтегазовых компаний на этом рынке только усилится: уже сейчас отечественные игроки прощупывают почву для реализации в КНР высокомаржинальной продукции (к примеру, моторных масел), а в среднесрочной перспективе "Газпром" начнет поставки природного газа. Кроме того, вероятно, Китай станет одним из главных потребителей газпромовского гелия и других продуктов переработки", - отмечает эксперт.

А вот Саудовская Аравия фактически проиграла России на этом рынке: в Китае Россия быстро обогнала Саудовскую Аравию и заняла место ведущего поставщика нефти еще в мае этого года.

По разным оценкам, экспорт нефти приносит в казну Саудовской Аравии 90-95% доходов. Запланированные поступления в 2015 г. — $190 млрд, расходы — $229 млрд.

Резервы продолжат снижаться, а дефицит бюджета будет расти. В этом году в стране ожидают дефицит бюджета в размере 20% от ВВП. Кроме того, война в Йемене усложняет ситуацию, как, впрочем, и затраты, связанные с поддержанием уровня жизни саудовцев и сохранением валютной привязки риала.

Вероятно, последние действия Саудовской Аравии на рынке - это тщетная попытка сохранить уклад, сложившийся в тучные года. Или же она пытается отыграться за свой проигрыш на рынке Китая.

И хотя стратегия снижения цен осложняет жизнь конкурентов, но пока не особо помогает самой Саудовской Аравии.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Выдержит ли Россия

Поделитесь с друзьями: