InvestFuture

Хронология заблуждений Барака Обамы в отношении ИГИЛ

Прочитали: 440

Концепция "стратегического терпения" президента США, а также недооценка рисков, связанных с ИГИЛ (запрещенной в РФ террористической группировкой), объясняют, почему действия американских властей не приносят каких-либо конкретных результатов в борьбе с терроризмом.

Барака Обаму часто критикуют за "нерешительность" во внешней политике и отсутствие какой-либо внятной стратегии. На самом деле, Обама, возможно, является одним из лучших американских президентов последнего времени, который в меру осторожен, в меру решителен и в меру тверд в вопросах защиты интересов США, демократических ценностей и прочих подобных вещей. Просто его критики еще не осознали этого. По крайней мере с подобной позиции высказываются эксперты, поддерживающие курс Белого дома.

"Стратегическое терпение" Бюджет Пентагона, сокращающийся в последние годы на фоне секвестра госрасходов, согласно прогнозам продолжит уменьшаться и в дальнейшем. По оценкам начальника штаба сухопутных войск США генерала Рэймонда Одиерно, сделанным в рамках слушаний по оборонному бюджету США на 2015 фискальный год, после 2016 г. Америка не сможет вести даже одну крупномасштабную военную операцию.

При этом американское общество уже давно "устало" от войн после Ирака и Афганистана. В этих условиях Обама повторяет, что не старается "демонстрировать какую-либо силу или крутость", ввязываясь в "болото очередной наземной войны на Ближнем Востоке".

Во многом Обама продолжает придерживаться во внешней политике концепции так называемого "стратегического терпения". Одной из первых ее озвучила советник по национальной безопасности президента США Сьюзан Райс, которую Обама безуспешно пытался продвинуть в Совет Безопасности ООН, чтобы представлять США (ее кандидатуру не поддержали).

Поддержка Арабской весны, "умеренной оппозиции" в Ливии, поддержка "Братьев-мусульман" в Египте, ставка на "умеренную оппозицию" в Сирии, активное использование дронов, немногочисленные операции сил специального назначения – внешнеполитический курс Белого дома на Ближнем Востоке идет своим чередом, пока на сцену не выходит некое "Исламское государство Ирака и Леванта".

В поле зрения ИГИЛ попала в 2014 г. Те факты, что до этого группировка, начиная по крайней мере с 2011 г., орудовала на территории Сирии, проходила подготовку на территории развалившейся на части Ливии (названной сенатором Рэндом Полом "джихадистским Диснейлендом"), получала финансирование от Саудовской Аравии и Катара, казалось, не слишком беспокоили американские власти.

Сформировавшаяся из бывших офицеров гвардии Саддама Хусейна (по версии США), членов "Аль-Каиды в Ираке", а также других террористов всех мастей группировка ИГИЛ атакует Ирак и начинает гнать "подготовленную" США иракскую армию.

Премьер-министр Ирака Нури аль-Малики пытается было заявить о том, что продолжающиеся с момента свержения Саддама Хусейна теракты в Ираке, а также нападение ИГИЛ – это следствие действий и поддержки исламских боевиков со стороны Саудовской Аравии.

Однако на фоне наступления ИГИЛ на Ирак глава Госдепартамента Джон Керри укоряет аль-Малики в том, что он не готов в "инклюзивности" распределения власти в Ираке, которая бы "учитывала интересы и шиитов, и суннитов", и аль-Малики быстро смещают с поста премьера.

"Это какие-то любители" / 'JV Team' Обама твердо не намерен повторять ошибки республиканцев. Вместо того чтобы, как Джордж Буш-младший до него, вторгаться в другие страны со всей мощью американской военной машины, свергать режимы, спонсировать "борцов за независимость", Обама действует более хладнокровно: он продолжает выделять деньги на подготовку "борцов за демократию" в Сирии, говорит о "необходимости ухода Асада" и так далее.

При этом Обама сохраняет курс на прежнюю стратегию США по "продвижению демократии" в различных частях света. Многие эксперты начинают понимать, что надежды на насаждение "демократии" в западном понимании в таких странах, как Ирак, Афганистан, Ливия и так далее, могут не оправдаться. Однако далеко не все, и в том числе Барак Обама, способны заглянуть в день после свержения режимов и понять, что усилия по "продвижению демократии" в других частях света, в обществах, которые обладают другими культурными и ценностными убеждениями, сродни так называемой теории самозарождения.

Различные деятели, начиная от Блаженного Августина до голландского естествоиспытателя Ян Баптиста ван Гельмонта, в свое время считали, что живые существа могут возникнуть из неживых материалов. Гельмонт, в частности, полагал: если определенный сосуд набить грязным нижним бельем, добавить туда немного пшеницы, то вскоре в сосуде может появиться мышь.

Сохраняя схожую веру в стремление к демократии у "борцов за свободу" и ее самозарождения на руинах свергнутых режимов, Обама, вместе с тем, недооценивает угрозу от появления ИГИЛ. Он пока не задумывается над тем, к каким событиям в сентябре 2001 г. в конечном итоге привела поддержка "борцов за свободу" в случае с Афганистаном.

ИГИЛ начинает казнить заложников из западных стран, в том числе американцев. Оценив униформу, постановочный характер казней и стремление занять место "Аль-Каиды", в 2014 г. Обама в интервью изданию New Yorker выносит следующий вердикт в отношении ИГИЛ:

"Иногда мы используем определенную аналогию в описании подобных групп. Я думаю, она довольно точная: если команда любителей оденет униформу "Лос-Анджелес Лейкерс", от этого они не станут играть, как Кобе Брайант".

Когда в определенный момент ИГИЛ публикует очередное видеообращение "палача ИГ" (так называемого "джихадиста Джона") со словами "Я вернулся, Обама",('I'm back, Obama': ISIS executioner Jihadi John taunts President as he beheads second US journalist') в западных СМИ (в частности, в агентстве "Блумберг"), возникает легкая паника.

Заголовки статей в срочном порядке правят на более политкорректные, и в дальнейшем палачи ИГИЛ больше не обращаются при казнях заложников к Обаме напрямую и в столь дерзкой манере. По крайней мере через западные СМИ.

Тем не менее, после того как "любители" летом 2014 г. казнят еще нескольких американских граждан, Обама объявляет о начале авиаударов.

Кампания "по борьбе" с ИГИЛ продолжается более года. Обама вполне спокойно относится к тому, что "любители" захватывает еще больше территорий в Ираке и Сирии, к нарастающему кризису беженцев в Европе.

Президент США лишь периодически продолжает выступать с заявлениями о "необходимости ухода Асада", о борьбе с ИГИЛ, одновременно отмечая, что "не хочет выглядеть крутым", не собирается лезть в сирийское "болото", что вмешательство России в Сирии – "это стратегическая ошибка", и так далее.

31 октября 2015 г. происходит катастрофа в Египте "Когалымавиа". Барак Обама не выступает с какими-либо комментариями. Официально глава Госдепартамента США Джон Керри приносит соболезнования России. Неофициально западные СМИ сразу же начинают продвигать версию теракта и говорить о том, что это тот самый "попутный ущерб за вмешательство в Сирию, который, может быть, заставит Россию изменить свое поведение". В ряде изданий приводятся заявления о том, что "это же не американский самолет", "в обязанности США не входит обеспечение безопасности в аэропорте Египта", и так далее.

"Мы их сдержали" / 'ISIS is contained' 12 ноября 2015 г., более чем за год с момента начала авиакампании западных стран и всего за один (1) день до терактов в Париже, в интервью телекомпании ABC президент США делает очередное оценочное суждение в отношении ИГИЛ:

"С самого начала нашей задачей было сначала сдержать их. И мы сдержали их. Они не захватили больше территорий в Ираке. А в Сирии они приходят и уходят. Но мы не видим такого систематического наступления ИГИЛ".

На следующий день после данного интервью в Париже происходит серия терактов, организованных боевиками ИГИЛ. 13 ноября 2015 г. называют "атакой на цивилизованный мир", "парижским 11 сентября" по аналогии с терактами "Аль-Каиды" 11 сентября 2001 г. Франсуа Олланд заявляет, что Франция нанесет ответный удар и что "Сирия в целом превратилась в крупнейшую фабрику терроризма, которую когда-либо знал мир".

"Это была ужасная неудача" / 'A terrible setback' Обама присоединяется к заявлениям глав различных стран о том, что это "ужасная трагедия".

Спустя несколько дней в своем официальном выступлении перед журналистами на саммите в Анталье 16 ноября Обама, пребывая в хорошем настроении, начинает свое выступление с шуток о том, как он практиковал свое приветствие на турецком языке, и продолжает:

"Нашей целью, как я уже заявлял много раз, является деградирование возможностей и в конечном счете уничтожение этой варварской террористической организации. Как я уже говорил в выступлении в ООН этой осенью, у нас есть полноценная стратегия по использованию всех сил наших возможностей – военных, разведывательных, экономических. Мы всегда понимали, что это будет долгосрочная компания. В этой компании будут неудачи и будут успехи. Ужасные события в Париже были ужасной и отвратительной неудачей".

В рамках этой же пресс-конференции президента США происходит следующее: Президент Обама: "А теперь я отвечу на ваши вопросы. И начну с Жерома Картийе из агентства AFP".
Вопрос: "Спасибо, г-н президент. 129 человек были убиты в Париже в пятницу ночью. ИГИЛ взяла ответственность на себя за эту бойню, тем самым послав сигнал о том, что теперь они могут убивать граждан различных стран по всему миру. Ситуация явно изменилась. Не пора ли и вам поменять свою стратегию?"

В ответ на вопрос французского журналиста Обама начал рассказывать о том, как США сражаются с ИГИЛ и так далее, и тому подобное.

Своими словами и действиями Обама из раза в раз показывает: США не собираются размещать какие-либо наземные войска в Сирии, будут продолжать бороться с ИГИЛ, однако без наземной операции этот конфликт является "болотом", которое не исправить только лишь военной силой.

Этот логический парадокс в одновременной "борьбе" с ИГИЛ и "невозможностью военного решения сирийского конфликта" только усугубляется тем, что "коалиция повстанцев" оказывается небоеспособной и не может противостоять ИГИЛ.

Отсутствие какой-либо вменяемой стратегии также подчеркивает тот факт, что потраченные деньги на подготовку "умеренной оппозиции" не приносят какого-либо результата. Кроме того, поставляя противотанковые комплексы "умеренной оппозиции", США умалчивают о том, каким образом данное оружие способно помочь в борьбе с ИГИЛ.

Еще одним штрихом к борьбе США и их союзников под руководством Обамы является неспособность "с использованием всеми силами наших возможностей – военными, разведывательными, экономическими" прервать финансирование ИГИЛ.

Западные СМИ целый год с момента начала "борьбы" против ИГИЛ коалиции во главе США с упоением рассказывают о ежедневном быте и устройстве ИГИЛ, о том, как террористы зарабатывают на контрабанде нефти, награбленном антиквариате и фрагментах разрушенных древностей в Ираке и Сирии.

Администрация Обамы "сначала не поняла проблему с нефтью, а затем они серьезно переоценили эффект от своих бомбардировок", заявили в известном стратегическом центре RAND.

Президент США тем временем продолжает проявлять невероятный такт и терпение. 16 ноября 2015 г., по данным New York Times, Министерство обороны США впервые (!) начинает наносить авиаудары по грузовикам, которые используются для контрабанды нефти. При этом предварительно разбрасываются листовки с предупреждением (!!) водителям грузовиков с контрабандной нефтью и нефтепродуктами.

"Внимание. Вскоре будут нанесены авиаудары. Грузовики с нефтью будут уничтожены. Немедленно удалитесь подальше от своих грузовиков с нефтью. Не рискуйте своей жизнью".

В Афганистане, где после вторжения США резко выросли производство и трафик героина, американские военные не участвовали и не побуждали местное население к уничтожению маковых полей, выдвигался аргумент: "Это всего лишь бедные люди, для них это один из немногих источников дохода".

Комментируя факты предупреждения пособников терроризма в Сирии и Ираке, которые перевозят нефть для ИГИЛ и тем самым способствуют получению прибыли от контрабанды нефти, представители Минобороны США заявляют: "Это просто гражданские, мы боремся с террористами, но не хотим гибели гражданских лиц".

Тем временем нобелевский лауреат премии мира уже начинает подумывать о скором завершении своего президентского срока. Осталось всего 14 месяцев. Он говорит, что ему жаль будет расставаться с бортом №1 и прочими привилегиями президента.

Что же в реальности беспокоит Барака Обаму? В марте 2014 г. он касается этой темы вскользь:

"Меня больше беспокоит ядерный теракт в Манхэттене" "В вопросах нашей безопасности, меня намного больше беспокоит перспектива взрыва ядерной бомбы в Манхэттене".

В ноябре 2015 г., после терактов в Париже, ИГИЛ выступает с угрозами совершить теракты в США. Однако Обама, как и многие западные политики, возможно, до сих пор не верит в то, что вчерашние "любители" способны превзойти "Аль-Каиду".

Несмотря на стабильно низкий уровень одобрения действий Обамы среди населения США (один из самых низких в истории американских президентов), его долгое время называли "тефлоновым президентом", на популярность которого якобы не влияют различные неудачи и оплошности.

Но в последнее время этот "тефлон" начинает все сильнее пригорать. Помимо неудобных вопросов на пресс-конференциях, различные авторитетные эксперты ставят под сомнение концепцию "стратегического терпения".

Планы Обамы по расселению сирийских беженцев в США рассыпаются на глазах. К Обаме начали обращаться не только французские журналисты, но и представители СМИ США: "Проснитесь, г-н президент!".

Однако Обама вовсе не спит. Вполне вероятно, он готов "стратегически терпеть" до самого конца своего президентского срока в 2016 г., лишь бы не было беды и терактов на американской территории. Потом можно будет с легким сердцем приступать к написанию мемуаров, платным выступлениям (в чем так преуспела чета Клинтонов) и прочим приятным делам.

Тогда Обаме уже просто не будет дела до того, что во время его президентства Ливия превратилась в "джихадистский Диснейленд", Сирия стала "крупнейшей фабрикой террористов в истории" и что "какие-то любители" могут убивать граждан различных стран по всему миру.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
Хронология заблуждений

Поделитесь с друзьями: