InvestFuture

Россия и Турция: на кону $2,26 млрд

Прочитали: 617

В связи с инцидентом со сбитым самолетом Су-24 и заявлением Дмитрия Медведева мы подсчитали, сколько может стоить Турции ухудшение отношений с Россией. Медведев не исключил, что возможен отказ от ряда совместных проектов.

Самолет российской авиагруппы Су-24 был сбит ракетой "воздух-воздух" с турецкого самолета F-16 над территорией Сирии на удалении одного километра от турецкой границы. Он упал в САР в 4 километрах от границы с Турцией.

Жесткая реакция Кремля на атаку российского самолета уже стала причиной заметного падения фондового рынка страны.

Резкое ухудшение отношений с Россией может стать причиной дестабилизации политической ситуации в Турции, а также крайне негативно отразится на экономике.

Сотрудничество между Россией и Турцией Как сообщили "Вести.Экономика" в Торгово-промышленной палате РФ, в январе 2015 г. российско-турецкий товарооборот снизился по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. на 12,3% и составил $2,26 млрд, в том числе экспорт составил $1,96 млрд (снижение на 7,5%), импорт – $295,18 млн (уменьшение на 34,1%).

По итогам 2014 г. Турция занимает 6-е место среди внешнеторговых партнеров России, в т. ч. 5-е по экспорту и 13-е по импорту. Доля Турции во внешнеторговом обороте России составляет 4%.

Положительное в пользу России сальдо в торговле с Турцией в 2014 г. составило $17,8 млрд.

Экспорт

Нефть и нефтепродукты: в структуре российского экспорта в Турцию основная доля поставок приходится на минеральные продукты, топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки – 64,1% и металлы и изделия из них – 19,3%.

Продовольственные товары: удельный вес продовольственных товаров и сельхозсырья составляет 9,7%, продукции химической промышленности – 4,7%, древесины и целлюлозно-бумажных изделий – 1,2%, машин, оборудования и транспортных средств – 0,7%.

Основные экспортные товары (свыше 87% всего объема экспорта): природный газ, нефтепродукты (дизельное топливо, не содержащее биодизель, топлива жидкие, не содержащие биодизель, бензин автомобильный прямогонный), полуфабрикаты из нелегированной стали, алюминий необработанный, пшеница, уголь каменный, сырая нефть, отходы и лом черных металлов, масло подсолнечное, прокат плоский из нелегированной стали горячекатаный и холоднокатаный, углеводороды ациклические, руды и концентраты железные.

Импорт

Оборудование: машины, оборудование и транспортные средства составляют 30,8% всего объема импорта.

Продовольственные товары: доля продовольственных товаров и сельхозсырья в общем объеме импорта составляет 26,5%.

Текстиль: на текстиль, изделия из него, обувь приходится 16,3% всего импорта.

Химикаты: продукция химической промышленности составляет 11,1% в общем объеме импорта.

Удельный вес в российском импорте из Турции металлов и изделий из них составляет 6,8%, других товаров (в основном мебели и изделий из камня) – 4,4%, минеральных продуктов – 2,2%.

Основные импортные товары (свыше 65% всего объема импорта): овощи и фрукты свежие, цитрусовые; легковые автомобили, их части и компоненты; трикотажно-текстильные одежда, ткани и трикотажные полотна; танкеры и грузопассажирские суда, трубки, фитинги из пластмасс, прокат плоский из нелегированной стали плакированный, семена подсолнечника, обувь, моющие средства, провода изолированные, оборудование для обработки минеральных ископаемых, машины и механические устройства, имеющие индивидуальные функции, приборы электронагревательные бытовые, крепежная арматура и фурнитура, рыба свежая, мебель.

Главными особенностями взаимной торговли являются ее несбалансированность по объемам и по структуре. Дисбаланс в пользу российской стороны турецкой стороне в определенной степени удается компенсировать доходами от туризма, "челночной" торговли, денежными переводами от своих граждан, а также турецких строительных и других фирм, работающих в России (по экспертным оценкам – порядка $10 млрд).

Строительные фирмы в России Турецкие строительные компании активно работают на территории России и сотрудничают с российскими компаниями в области строительства инфраструктуры – отелей, гостиничных комплексов, социальных учреждений, жилых комплексов и так далее.

Вот лишь некоторые примеры таких компаний.

Турецкая компания «"B]ЕНИГЮН" (Yenigun) реализует целый ряд проектов на территории России. Во-первых, она является генеральным подрядчиком строительства Торгово-развлекательного центр "Алмаз" в Челябинске, стоимость строительства которого, по предварительным данным, составляет 7 млрд руб.

Во-вторых, компания начала строительство жилого комплекса класса люкс "Пироговская Ривьера". В-третьих, по заказу ОАО "Сочи-Парк" "ЕНИГЮН" выполнило строительство тематического парка развлечения в городе Сочи, открытого в июне 2014 г. Кроме того, "ЕНИГЮН" ведет строительство в Екатеринбурге апарт-отеля с офисными, торговыми помещениями и подземной автопарковкой.

В августе 2014 г. турецкая компания "Renaissance Construction" получила подряд на строительство 21-этажного торгово-офисного комплекса Fort Tower в Санкт-Петербурге.

Турецкая компания "Ant Yapi" примет участие в расширении пассажирского терминала в столичном аэропорту "Домодедово". В результате строительства нового сегмента терминала площадь аэровокзала увеличится почти вдвое до 500 тыс. кв. м. Строительство должно быть завершено к декабрю 2016 г.

Турецкая компания Ozgur Trade and Industry Co построит в новом индустриальном парке "Отвель" на территории Пензенской области кирпичный завод. Объемы инвестиций в проект составят порядка $10 млн.

Инвестиционное сотрудничество В интересах роста своего экспорта турецкая сторона регулярно ставит вопрос о заключении соглашения о свободной торговле с Таможенным союзом. На данном этапе это находится в стадии рассмотрения вопроса о заключении соглашения о свободной торговле услугами и инвестициях. В структуре российского экспорта преобладают энергоносители, тогда как в турецком экспорте в Россию – готовые изделия.

Одним из наиболее динамично развивающихся направлений торгово-экономического взаимодействия наших стран является инвестиционное сотрудничество.

Если до недавних пор российские инвестиции направлялись, главным образом, в уставный капитал малых и средних предприятий сферы услуг, то в настоящее время наметилась тенденция расширения направлений инвестиционного сотрудничества с Турцией в таких областях, как мобильная связь, топливно-энергетическая и черная металлургия, атомная энергетика, автомобилестроение, банковское дело.

В 2012 г. российский «Сбербанк» приобрел турецкий «Денизбанк». Сумма сделки составила 3,5 млрд. долл. США. В периметр сделки были также включены дочерние отделения «Денизбанка» в России, Австрии, а также финансовая, лизинговая и другие финансовые компании.

Другим крупным проектом в инвестиционной сфере является контракт между российской «Альфа Групп» и холдингом «Чукурова» на приобретение пакета акций крупнейшего турецкого оператора сотовой связи «Тюрксел» на сумму 3,3 млрд. долл. США.

В 2009 году НК ОАО «ЛУКОЙЛ» в лице «LukoilEurasiaPetrol A.S» завершила выплаты по контракту на покупку 100% акций крупного оператора сети автозаправочных станций Турции «Akpet» (5% турецкого розничного рынка нефтепродуктов).

«Akpet» включает в себя 693 АЗС на основе дилерских соглашений, восемь нефтепродуктовых терминалов общей емкостью 300 тыс. куб., пять хранилищ сжиженного углеводородного газа емкостью 7,65 тыс. куб., три авиатопливозаправочных комплекса емкостью 7 тыс.куб., завод по производству и фасовке моторных масел мощностью 12 тыс. т в год.

Шесть из восьми нефтепродуктовых терминалов располагают возможностью осуществлять морскую перевалку, три терминала из восьми соединены с НПЗ «Тюпраш» нефтепродуктопроводами. Общая сумма сделки составила 555 млн. долл. США.

В 2011 г. состоялся пуск в эксплуатацию завода по производству листового проката в городе Искендерун, который построен совместно российским предприятием ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ОАО ММК) и турецкой компанией «Атакаш». Объем инвестиций составил 1,4 млрд. долл. США.

После пуска предприятия в эксплуатацию руководство Магнитогорского металлургического комбината выкупило долю своего турецкого партнера – компании «AтакашГруп» в металлургическом комплексе «MMK-Атакаш» за 485 млн. долл. США. Таким образом, в результате сделки ОАО ММК консолидировал 100% акций компании.

В 2010 г. ОАО «Мечел» приобрело 100% акций турецкой торговой группы «Раматекс», основной деятельностью которой являлась дистрибуция проката из конструкционной и нержавеющей стали, а также других видов металлопродукции. Сумма сделки составила 3 млн. долл. США.

Примером производственной кооперации является проект сборочного производства автомобилей «ГАЗель БИЗНЕС» российского холдинга «Группа ГАЗ» и турецкой компании «MersaOtomotiv» в провинции Сакарья (150 км от Стамбула), запуск которого состоялся 2 декабря 2012 года. На предприятии осуществляется SKD-сборка автомобилей «ГАЗель БИЗНЕС» с дизельным двигателем «Cummins ISF 2,8» из комплектов, поставляемых «Группой ГАЗ».

Турецкие инвестиции в Россию в основном направляются в текстильную, пищевую, химическую, деревообрабатывающую, электронную и электротехническую промышленность, производство строительных и отделочных материалов, автомобилестроение и производство автокомпонентов, сферу услуг, торговлю, туризм, банковский сектор.

На современном этапе особенностью инвестиционной деятельности турецких компаний являются перевод капиталовложений из крупных мегаполисов в регионы, в частности из Москвы в Подмосковье и соседние Смоленскую, Владимирскую и Рязанскую области.

Так, в городе Киржач Владимирской области в октябре 2006 года открылся собственный завод компании BEKO, которая является частью корпорации Ko? Holding Durable Goods Group. В настоящее время бренд BEKO занимает шестое место среди производителей бытовой техники в России, он хорошо известен и уважаем. В общей сложности компания владеет 11 брендами, включая Grundig, Bregenz, Arctic и Blomberg.

Существенное внимание турецкий бизнес проявляет к развитию инвестиционного сотрудничества с субъектами Южного Федерального округа России, а также инвестированию в особые экономические зоны (ОЭЗ).

В качестве примера успешной работы предприятий с турецким капиталом можно привести деятельность новороссийской обувной фабрики «Брис-Босфор».

Стабильно работает совместное предприятие «Рокланд» в Серпухове Московской области (40% капитала которого принадлежит компании «Аймасан», а 60% российским партнерам). Продукция этого предприятия реализуется под торговой маркой «Терволина».

Аналогичное сотрудничество налаживается в городах Тверь и Галич Костромской области на кожевенном заводе с участием турецкой компании «Саркем».

Примером кооперации с турецкими текстильными компаниями является ЗАО Корпорация «Глория-Джинс» в Ростовской области. Это предприятие выпускает куртки, платья, брюки, сарафаны из джинсовых тканей турецких производителей.

Сохраняется широкое присутствие турецких компаний на российском рынке подрядных услуг. В России работает около 100 турецких строительных организаций на объектах Москвы и области, Санкт-Петербурга, а также Татарстана, Башкортостана, Свердловской, Владимирской, Ростовской областей и Краснодарского края. Всего, с конца 1980-х гг. и по настоящее время турецкими фирмами построено на территории России свыше 800 объектов.

Межгосударственное сотрудничество В 1992 г. создана Смешанная Межправительственная Российско-Турецкая комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству.

В рамках Комиссии действуют рабочие группы по торгово-экономическому сотрудничеству; региональному сотрудничеству; энергетике; промышленности; транспорту; финансово-банковскому сотрудничеству; сотрудничеству в области судостроения и яхтостроения; сотрудничеству в области автомобилестроения и машиностроения.

С конца 1980-х годов функционируют Российско-Турецкий деловой совет и Турецко-Российский Деловой совет в рамках Комитета по внешнеэкономическим связям Турции (ДЕИК). Между двумя странами действует также механизм российско-турецких межгосударственных консультаций ? Совет сотрудничества высшего уровня (ССВУ).

ССВУ является руководящим органом, разрабатывающим стратегию и основные направления развития отношений между Россией и Турцией и координирующим реализацию важных проектов политического, торгово-экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества.

В заседаниях ССВУ принимают участие члены правительств Российской Федерации и Турецкой Республики.

«Турецкий поток» и АЭС «Аккую» Энергетика является, пожалуй, самой важной областью сотрудничества двух стран. Турция — второй по величине рынок сбыта "Газпрома" после Германии. В 2014 г. "Газпром" экспортировал в Турцию 27,4 млрд куб. м газа. Поставки российского газа в Турцию осуществляются по газопроводу "Голубой поток" и Трансбалканскому газопроводу. "Голубой поток" — газопровод мощностью 16 млрд куб. м в год, который проходит по дну Черного моря и обеспечивает прямые поставки газа турецким потребителям.

Таким образом, Россия является крайне важным партнером для Турции именно с точки зрения этих поставок.

Нельзя не упомянуть еще один важный проект, который в настоящее время находится на стадии согласования, – "Турецкий поток".

Проект "Турецкий поток" предполагает строительство газопровода из РФ в Турцию через Черное море. Предполагалось, что газопровод будет состоять из четырех ниток по 15,75 млрд куб. м газа каждая; газ первой нитки полностью предназначен для турецкого рынка, остальной объем планировалось вывести на турецко-греческую границу.

Строительство планировалось начать в июне, но проект все еще остается в стадии обсуждения. В 2013 г. в Турцию "Газпромом" было поставлено 26,7 млрд куб. м газа, а в 2014 г. – 27,3 млрд куб. м газа. Это делает Турцию вторым по величине потребителем российского газа (после Германии).

Помимо прочего, Россия и Турция ведут активное сотрудничество в сфере атомной энергетики. Так, российские специалисты строят на территории Турции атомную электростанцию - АЭС "Аккую", или "Турецкую АЭС".

Электростанция строится на южном побережье Турции на берегу Средиземного моря и по планам должна была состоять из четырех реакторов ВВЭР-1200 общей мощностью 4 800 МВт.

Соглашение о строительстве станции АЭС "Аккую" было подписано между Россией и Турцией в 2012 г.

Планируемая дата введения в эксплуатацию первого энергоблока АЭС Аккую – 2021 г. После строительства всех четырех энергоблоков планируемый объем электроэнергии, вырабатываемый в год турецкой атомной электростанцией, составит 35 млрд кВт*ч. Заложенный срок службы основного оборудования – 60 лет.

Межправительственное соглашение позволяет иностранным инвесторам приобрести долю в акционерном капитале компании в размере не более 49%.

Проект сооружения АЭС "Аккую" в Турции является первым в мире проектом АЭС, реализуемым по модели BOO (build-own-operate, строй-владей-эксплуатируй). Проектная компания принимает на себя обязательства по проектированию, строительству, обслуживанию, эксплуатации и выводу из эксплуатации станции.

В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в сфере строительства и эксплуатации атомной электростанции на площадке «Аккую» в Турецкой Республике от 12 мая 2010 г. 13 декабря 2010 г. российская сторона создала компанию по реализации проекта строительства АЭС.

В 2011 году ОАО «Атомэнергопроект» завершило первый этап изыскательских работ на площадке АЭС и сейчас ведет работы т.н. «нулевого цикла» строительства атомной электростанции. Объем инвестиций в проект составит порядка 22 млрд. долл. США.

Проект предусматривает максимальное участие турецких компаний в строительных и монтажных работах, а также компаний из других стран. Впоследствии турецкие специалисты будут привлекаться к участию в эксплуатации АЭС на всех этапах ее жизненного цикла.

Это первая АЭС на территории Турции, и, как отмечают аналитики, у Турции до этого не было никакого опыта в использовании ядерных энергетических объектов, поэтому она заинтересована в том, чтобы такой объект был построен, эксплуатировался и затем был выведен из эксплуатации безопасным способом.

Туризм Еще одной важной областью сотрудничества двух стран является туризм.

Турция - единственная страна, входящая в НАТО, с которой у России отсутствует разрешительный визовый режим. Она стала одной из первых стран, куда смогли беспрепятственно выехать бывшие граждане Советского Союза на отдых.

Хороший сервис, доступность по цене, курорты на любой вкус до сих пор привлекают большой поток российских туристов на турецкие побережья. В последние годы российские туристы появляются и на горнолыжных курортах Турции. Таким образом, Турция превратилась в круглогодичный туристический рай для туристов из СНГ.

Однако в текущем году поток российских туристов в Турцию значительно сократился.

За первые девять месяцев этого года Турцию, по данным ее Министерства туризма, посетили 3,3 млн россиян — это уже на 20% меньше по сравнению с тем же периодом 2014 года. За весь прошлый год турпоток в Турцию из России составил почти 4,5 млн человек (прирост почти на 5%).

Наибольшие проблемы от отсутствия контингента из России испытывает город Анталья.

В результате доходы Турции от туристического бизнеса в этом году снизились.

Для Турции Россия — вторая после Германии страна по въездному турпотоку (в 2014 году Турцию посетили 5,4 млн немцев и 4,4 млн в январе—сентябре 2015-го).

Туроператор "Натали Турс", один из крупнейших в России, первым объявил о прекращении продажи туров в Турцию из-за обострения межгосударственных отношений и ради безопасности российских туристов.

"Сегодня, в связи с нестабильной политической ситуацией и в соответствии с мерами, предпринимаемыми государством для обеспечения безопасности граждан России, руководство "Натали Турс" принимает решение о приостановке продаж туров в Турцию начиная с 24 ноября 2015 г.", - отмечается в заявлении туроператора.

Накануне МИД РФ предупредил граждан РФ об опасности посещения Турции, после чего все крупнейшие российские туроператоры приостановили продажу путевок в Турцию.

"В связи с сообщением Ростуризма от 24 ноября 2015 года реализация туристских продуктов по направлению "Турция" приостановлена", - сообщила агентству «Интерфакс» руководитель отдела по связям с общественностью туроператора Coral Travel Марина Макаркова.

"Да, мы приостановили продажи", - заявила генеральный директор компании "Пегас Туристик" Анна Подгорная.

В пресс-службе компании TUI Россия "Интерфаксу" пояснили, что продажи Турции как сезонного направления были завершены в октябре, а раннее бронирование еще не открывалось.

Туроператоры "Библио Глобус" и TEZ Tour сообщили о приостановке продаж туров в Турцию на своих сайтах, объясняя это решение заявлением главы МИД РФ Сергея Лаврова и рекомендацией Ростуризма.

Ранее пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина сообщила, что в Турции сейчас могут находиться до 10 тысяч российских туристов, продано 4-5 тыс. путевок с глубиной продаж до новогодних каникул.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Россия и Турция: на кону

Поделитесь с друзьями: