InvestFuture

Экономике вредит излишняя политизированность

Прочитали: 424

Унылая, возможно, не самое привлекательное из определений, но экономисты любят, когда их дисциплину называют наукой. Они считают себя самыми скрупулезными среди специалистов общественных наук.

Тем не менее, их коллеги в естественных науках способны изменить гены и найти новые планеты, а экономисты не в силах даже предсказать, тем более предотвратить, рецессию или другие экономические события.

Кроме того, существует мнение, что экономика базируется не столько на эмпирических наблюдениях и рациональном анализе, сколько на идеологии.

В октябре исследователь Гуверовского института при Стэнфордском университете Рассел Робертс написал в своем микроблоге в Twitter, что если ему скажут точку зрения экономиста на одну тему, он может уверенно спрогнозировать его или её позицию по любым другим вопросам. С тех пор известный блогер отчаянно защищает профессию экономиста, приводя примеры, в которых экономисты меняют свою позицию после появление новых фактов, не пытаясь упрямо удерживаться за догму.

В связи с этим экономист Moody’s Analytics Адам Озимек вспоминает Нараяна Кочерлакота (президента Федерального резервного банка Миннеаполиса с 2009 г. по 2015 г.), который из “ястреба” превратился в “голубя” после того, как его предсказания о неминуемой инфляция в США не осуществились.

Экономисты, справедливости ради, имеют ограничения, которых нет у других ученых. Так, например, они не могут протестировать надвигающуюся рецессию в лабораторных колбах, чтобы определить её причины. Но похожие ограничения существуют во многих других естественных науках: геологи не воссоздают Землю в лаборатории для определения тектоники платформ.

Наука - область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Наука, по мнению известного американского экономиста Пола Ромера, ведет к широкому консенсусу, чего нельзя сказать о политике, пишет британский журнал The Economist.

Не может этого добиться, похоже, и экономика. В опубликованном в 2006 г. исследовании по макроэкономике профессор Гарвардского университета Грегори Манкив объявил: “появляется новый консенсус о наилучшем способе понимания экономических колебаний”. Однако после того, как финансовый кризис привел к тяжелейшей рецессии, начались разногласия по поводу причин и методах решения этой проблемы.

“Дрянная экономика” - так назвал лауреат Нобелевской премии по экономике Роберт Лукас предложенной Бараком Обамой план по крупномасштабному стимулированию американской экономики. Пол Кругман, другой нобелевский лауреат, возложил на Лукаса и его сторонников ответственность за “век обскурантизма в макроэкономике”.

Экономисты склонны попадать в лагеря с прямо противоположными взглядами, разъясняет Робертс.

Недавно Антони Рандацо из Reason Foundation и Джонатан Хайдт из Нью-Йоркского университета задали группе экономистов-теоретиков морально-нравственные вопросы (как, например, справедливо ли распределять ресурсы поровну или в зависимости от потраченных усилий?) и вопросы по экономике.

Они обнаружили высокий уровень корреляции между этическими и экономическими взглядами экономистов. Причем корреляция не ограничивалась лишь предметами спора (насколько далеко правительства должны вмешиваться, чтобы уменьшить неравенство), но также и по более эмпирическим темам (как политика жесткой экономии отражается на находящихся в тяжелом положении экономиках).

Все это, безусловно, вызывает тревогу. Но существует ли подобное и в других общественных науках? Гуннар Мюрдаль, еще один лауреат Нобелевской премии по экономике, как-то сказал, что любые ученые полагаются на прежде выработанное мнение или понятие. “Вопросы задаются до того, как на них получают ответы”, - заметил он.

Исследователи, проводившие в 2003 г. опрос представителей шести общественных наук обнаружили, что экономисты политизированы не больше, чем их коллеги из других наук, они просто лучше идеологически сбалансированы. Экономисты с левыми взглядами превышают тех, кто имеют консервативную точку зрения примерно в соотношении три к одному; по сравнению с 30 к 1 в антропологии.

Но даже если экономика идеологически не так однозначна, её политические предпочтения намного важнее, чем, скажем, в химии. Экономисты дают советы политикам по самым важным вопросам. Репутация беспристрастности могла бы улучшить, как восприятие этой науки, так и качество экономической политики.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
InvestFuture logo
Экономике вредит

Поделитесь с друзьями: