Инфляция сама по себе простая концепция, но рост цен, на удивление, довольно трудно измерить. Во-первых, специалисты по статистике должны определить, что люди покупают и в каких объемах ("корзина" потребительских товаров).
Затем они должны проследить цены на эти товары в течение какого-то времени. И, наконец, необходимо решить, как учитывать новые товары, изменение вкуса и ситуацию, когда цена, к примеру, на яблоки, поднимается и часть людей вместо них начинает покупать другие фрукты.
Большой объем данных облегчает выполнение всех этих задач. В настоящее время для определения американского индекса потребительских цен (ИПЦ) в магазины направляются специалисты для фиксации цен. "Корзина" формируется на основе опроса потребителей, который обновляется только раз в три года.
Все это выглядит излишне хлопотным для мира, где каждая онлайн-покупка автоматически запоминается. Теоретически онлайн-корзины и цены как минимум можно было бы прослеживать цифровым способом.
Именно это и пытается сделать Adobe, американский разработчик программного обеспечения. Компания собирает обезличенную информацию о продажах с сайтов, которые используют ее программу. Объем доступных данных чрезвычайно велик: он включает три четверти от всех онлайн-покупок 500 крупнейших ритейлеров Америки.
Компания использует это море информации для создания цифрового индекса цен (ЦИЦ), который бы конкурировал с официальной системой измерения инфляции. Два экономиста, Пит Кленов из Стэнфордского университета и Остан Гулсби из Чикагского университета, помогают Adobe разобраться с цифрами, пишет британский журнал The Economist.
ЦИЦ имеет ряд преимуществ над традиционным подходом. Он анализирует 1,4 млн товаров по сравнению с 80 тыс. в ИПЦ. Цифровой индекс цен формируется на реальных продажах, а не на рекламных ценах, что увеличивает его аккуратность. Кроме того, объем данных позволяет Кленову и Гулсби использовать более продвинутые статистические методы для включения в индекс изменение покупательского поведения после движения цен.
Но новый индекс не учитывает изменения цен вне сети, в том числе на такие важные товары и услуги, как бензин и аренда жилья. Именно поэтому в ближайшем будущем он не сможет заменить ИПЦ.
Однако официальная статистика также "не замечает" движения цен, в первую очередь на потребительские электронные товары. Исследователи обнаружили, что цены на компьютеры снизились на 13,1% в 2015 г., что в два раза больше показателя в ИПЦ. Еще более значительное различие замечено в ценах на телевизоры.
Если это широко распространенная практика и реальная инфляция намного ниже, чем утверждает официальная статистика, то это чревато последствиями для центральных банков, заемщиков, владельцев сбережений и всех тех, кто заключает долгосрочные контракты.
Это также означает, что уровень ВВП может быть занижен, полагает Кленов. Если суммарные расходы фиксируется корректно, а инфляция завышена, то промышленное производство в реальности, скорее всего, выше.
Официальные специалисты по статистике улучшают свои методы работы. ИПЦ уже включает некоторые цены, автоматически собираемые через "соскабливание" интернета. Однако, если их сбор информации не будет идти в ногу со временем, то официальная статистика в конце концов столкнется с разрушительной конкуренцией частного сектора.