InvestFuture

Ирландия вступила во второй год жесткой экономии и сокращения расходов

Прочитали: 46

Ирландия, еще каких-то четыре года назад гордившаяся титулом «кельтский тигр» и считавшаяся примером быстрого развития в Европе, входит в тройку европейских больных, которых пришлось спасать Евросоюзу и МВФ. Она также является самым прилежным из получателей помощи. К Дублину у представителей тройки, приезжающих проверять результаты выполнения обязательных мер, меньше всего вопросов. Поэтому ирландцы в отличие от той же Греции получают транши без задержек.

Проблем выше крыши

Это, конечно, не означает, что у Дублина все хорошо. Напротив, дела хуже некуда, хотя и лучше, чем у Афин и Лиссабона. Далеко не все ирландские экономисты уверены в том, что Ирландия сможет и впредь выполнять требования кредиторов, направленные на сокращение дефицита бюджета и оздоровление банков. Одна из причин этого заключается в том, что Дублину с каждым днем все труднее находить покупателей для своего экспорта в еврозоне и Великобритании.

Ирландская экономика рухнула после банковского кризиса, но благодаря восстановлению в Америке и Европе за последние полтора года существенно окрепла. Однако сейчас Европа стоит на краю рецессии, и это не может не сказываться на положении Ирландии.

Институт экономических и социальных исследований (ESRI) в очередном квартальном отчете повысил прогноз по развитию экономики на 2011 год с 1,8% до 2,2%. В сентябре экспорт вырос на 11% по сравнению с августом, в результате чего образовалось почти рекордное положительное сальдо в 4,1 млрд. евро. Однако уже на 2012 год вместо ранее прогнозируемых 2,3% Институт прогноз снизил до 0,9%. Причина в резком снижении экспорта в страны еврозоны в Великобританию.

Цены на недвижимость продолжают снижаться, платить по закладным становится все труднее. Плачевная ситуация на рынке недвижимости оказывает дополнительное давление на ирландские банки.

Безработица в Ирландии выросла в ноябре до 14,5%, хотя 4 года назад она составляла 4,5%. Еще одна, на этот раз типично ирландская проблема -

эмиграция. Молодые ирландцы не могут найти работу на острове и тысячами уезжают из страны. Население убывает со скоростью 1 тысяча человек в неделю. Согласно прогнозам ESRI в 2010-11 годах Ирландию могут покинуть 100 тыс. человек, т.е. 2% от всего населения.

Дублину необходимо сократить бюджет еще на 3,8 млрд. евро, для чего правительство хочет повысить НДС на 2% до 23%. Аналитики полагают, что сокращения свидетельствуют о приостановке выздоровления Ирландии.

Дублин очень не хочет идти по пути Греции и просить у тройки новую помощь и 50-процентное списание долгов. Однако существуют опасения, что повышение НДС на 2% может резко сократить расходы населения и привести к тому, что ирландцы будут ездить за покупками в Северную Ирландию, где НДС 20%. Министр финансов Майкл Нунан утверждает, что повышение НДС принесет казне 670 млн. евро. Всего же правительство хочет сократить расходы на 2,2 млрд. евро, причем, треть из них – 700 млн. евро придутся на социалку. Оставшиеся 1,6 млрд. евро намерено собрать за счет повышения налогов.

Не кнутом, так пряником

Сейчас правительству Ирландии как никогда нужна поддержка простых ирландцев, которые являются и рабочими, и избирателями, и налогоплательщиками. Конечно, ирландцы уже привыкли к экономическим и иным невзгодам – как никак кризис пришел не вчера. Сокращения расходов бюджета начались в 2008 году, когда в правительстве поняли, что о налогах эпохи бума придется забыть и что пора начинать затягивать пояса.

Пусть не обманывает отсутствие в Дублине таких же бурных демонстраций протеста, как, скажем, в Афинах. Ирландцы, которых ждут еще как минимум два года жесткой экономии, экономят не с большим удовольствием, чем те же греки.

Согласно опроса общественного мнения, результаты которого были опубликованы в газете Irish Examiner, лишь 48% респондентов считают, что правительство должно и дальше выполнять «кабальные», по твердому убеждению ирландцев, условия МВФ и Брюсселя. Треть опрошенных полагает, что с экономией пора кончать; а остальные не имеют своего мнения по этому вопросу.

На вопрос, получается ли у правительства, пришедшего к власти в марте, управлять экономикой, 45% ответили, что не довольны результатами работы кабинета Эдны Кенни; 29% ответили «да» и 26% затруднились с ответом.

Для того, чтобы сохранить хотя бы символическую поддержку, правительство решило пойти дальше возврата к продаже гособлигаций, которые агентство Moody's понизило до уровня Ba1, т.е. мусора.

В прошлом, всякий раз, когда возникала необходимость оправдать длительные лишения и поставить перед народом общую цель, политики говорили, что ее достижение поможет завоевать, сохранить или вновь вернуть независимость. Поэтому премьер Кенни недавно заявил парламентариям, что, если Ирландия хочет вернуть экономический суверенитет, у нее нет иного выхода, как выполнять требования по снижению дефицита и долга.

Между тем, вопрос суверенитета может оказаться в значительной мере риторическим, если трем крупнейшим державам еврозоны удастся выполнить свои планы и изменить договор Евросоюза для усиления политической и экономической интеграции. Какими бы ни были поправки, они будут означать контроль Брюсселя над бюджетами стран-участниц и их расходами. Другими словами, если Ирландии удастся выполнить поставленные задачи и вернуться на международные финансовые рынки, она будет обладать таким же экономическим суверенитетом, как сейчас.

Эдна Кенни уже дал ясно понять, что выступает против каких-либо изменений европейского договора несмотря на то, что Дублин может от них только выиграть. В большинстве европейских стран поправки будут одобряться законодателями. В Ирландии же это придется делать избирателям на всенародном референдуме. В обоих случаях, когда ирландцы решали судьбу новых договоров, они говорили сначала «нет». В том числе и из-за того, что договоры в какой-то мере посягали на суверенитет. Например, на право Ирландии сохранять военный нейтралитет.

Необходимость проведения референдума дает Дублину преимущество. Правительство и политиков можно заставить вынести нужное решение, избирателей же необходимо уговаривать. И хотя еще никто не проверял отношение ирландцев к поправкам, прошлый опыт говорит о том, шансы их утверждения очень малы.

Придется идти на подкуп. Хотя ирландцы в целом винят в кризисе свою жадность, они не понимают, почему должны отвечать за долги банков? Между тем, тройка и главным образом ЕЦБ настаивает на такой постановке вопроса, чтобы сохранить стабильность европейской банковской системы. Конечно, сейчас стабильности угрожают куда как более сильные угрозы, чем неспособность ирландских банков расплатиться по долгам. Так что, если вершители европейской политики хотят, чтобы поправки к договору были приняты и Ирландией, им следует хорошенько подумать, стоит ли ломать копья из-за этого условия.

Кстати, Ирландия далеко не единственная маленькая страна, которая с таким трепетом относится к независимости. Не исключено, что поправки к договору, предлагаемые Берлином, Парижем и Римом для того, чтобы предотвратить развал еврозоны, со временем приведут к ее мягкому распаду.

Источник: Эксперт

Оцените материал:
InvestFuture logo
Ирландия вступила во

Поделитесь с друзьями: