InvestFuture

Как популярность киноа разрушает экономику Анд

Прочитали: 498

Является ли глобальный интерес к киноа (quinoa) злом или благом для крестьян южноамериканских Анд? В течение многих веков они были, по сути, единственными людьми на Земле, кто выращивал и употреблял в пищу эту псевдозерновую культуру.

Диетологи в богатых странах давно знали о полезных свойствах этого растения: в опубликованном в 1993 г. американским космическим агентством НАСА исследовании говорится, что "в то время как ни один сельскохозяйственный продукт не может обеспечить жизнедеятельность человека всеми необходимыми питательными веществами, киноа, как ни одно другое растение или животное, приближается к этому".

Однако потребовалась похвала таких знаменитостей, как американская телеведущая Опра Уинфри (которая в 2008 г. включила киноа в свою 21-дневную диету очищения), чтобы весь мир обратил внимание на этот злак.

Сегодня в любом месте, где живут яппи (преуспевающие молодые люди), можно найти киноа, обычно добавляемого с коричневой чечевицей или ягодами годжи в салат. ООН даже объявила 2013 г. Международным годом киноа.

Но предложение какое-то время сильно отставало от быстрорастущего спроса. В итоге за период с 2000 по 2014 гг. (пиковая точка) средняя цена экспортируемого из Перу и Боливии киноа взлетела в три раза, достигнув $6-7 за килограмм. Эксперты даже начали опасаться, что Запад может лишить жителей Анд их основного продукта питания (так как он станет для них не по карману).

Между тем, для перуанских и боливийских фермеров, выращивающих киноа, высокие цены означали более высокую прибыль. До бума они едва сводили концы с концами. Дополнительный доход привел к тому, что траты этих фермерских домохозяйств увеличились на 46% в период с 2004 по 2013 гг. (по сравнению с 30% у фермеров, которые занимались возделыванием других сельхозкультур).

Тратя обрушившейся на них дополнительный доход, производители киноа помогали местной экономике в целом. При каждом повышении цены на 25% потребление домохозяйств увеличивалось на 1,75%, отмечает британский журнал The Economist.

Рекордно высокие цены в 2013 и 2014 гг. заставили многих (от предприимчивых боливийских таксистов до крупного агробизнеса) заняться выращиванием киноа. Не остались в стороне и европейские фермеры. Сегодня этот злак культивируют примерно в 50 странах, утверждает Джеймс Ливингстон-Уаллас, основатель Quinola, поставщика киноа.

Все это привело к резкому росту предложения: общий объем экспорта киноа из Перу и Боливии в Европейский союз взлетел на 227% с 2012 по 2015 гг. Цены, естественно, пошли вниз: на 40% только с сентября 2014 по август 2015 гг. За обвалом цен упали зарплаты (примерно на 5%) в обоих регионах, где традиционно производят большую часть киноа, а также общее потребление продуктов питания (на 10%), говорится в последнем докладе Международного торгового центра.

В этом же докладе отмечается, что многие андские фермеры начали придерживать киноа в надежде, что это поможет поднять цены. То же самое делают и европейские фермеры. Однако эксперты прогнозирует сохранение перепроизводства, а значит, и дальнейшее снижение цен.

Если это произойдет, то небольших производителей, главным образом фермеров из Анд, ждет разорение. Они выращивают киноа, из-за того что на крутых и бесплодных горных склонах больше ничего так хорошо не растет. Их новые конкуренты имеют более плодородную почву и более современную сельскохозяйственную технику (боливийские и перуанские фермеры до сих пор используют быков для вспахивания земли).

Справедливая цена киноа (или минимальная цена, при которой фермеры не несут убытки) - примерно $2,60 за килограмм. Сегодня на рынке этот злак продают за менее чем $2, что означает, что андские производители уже находятся в крайне тяжелом положении. По мнению экспертов, единственно возможным решением проблемы является создание на рынке особой ниши подлинного, органического и "негибридного" киноа.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
Как популярность киноа

Поделитесь с друзьями: