InvestFuture

PwC: последствия спада в экономике будут серьезными

Прочитали: 64

Текущий экономический спад в России будет иметь серьезные последствия, и в будущем это приведет к существенным изменениям в потребительской и бизнес-среде, отмечается в исследовании PwC.

Кризисная ситуация в экономике общепризнанна, потребители смирились с этим фактом, показало исследование PwC "Затяжной спад в экономике. Что предпринимают потребители и бизнес в России?". 86% респондентов из числа потребителей высказали мнение о том, что Россия фактически находится в состоянии кризиса. 79% опрошенных отметили, что кризис повлиял на них лично.

При этом ожидания потребителей по поводу выхода из кризиса стали более негативными. Большинство респондентов считают, что кризис завершится не ранее начала 2019 г. В связи с этим поведение потребителей значительно изменяется.

"Несмотря на то что снижение ВВП было намного менее существенным, чем годом ранее, реакция потребителей оказалась заметно более негативной, что привело к серьезным изменениям в поведении потребителей и снижению уверенности в финансовой стабильности в долгосрочной перспективе. При этом стремление населения экономно расходовать средства, судя по всему, переросло в устойчивую привычку, которая изменит потребительскую среду на многие годы вперед", - отметил партнер PwC в России Мартайн Пейтерс.

Как показало исследование, за последний год все больше потребителей стали прибегать к стратегиям экономии. Они стали покупать меньше, совершать покупки по промоакциям, выбирать товары собственных торговых марок магазинов и более дешевые товары, а также покупать в более дешевых магазинах.

"Это оказывает значительное влияние на предприятия сектора розничной торговли и производства потребительских товаров, но может сказаться и на темпах восстановления экономики в целом", - считает Мартайн Пейтерс.

84% респондентов сообщили, что они начали принимать меры для сокращения своих расходов. 36% участников опроса отметили, что теперь они могут позволить себе "намного меньше" товаров и услуг. 52% респондентов стали покупать меньше или стали выбирать более дешевые товары и продукты.

Существенно изменилось и отношение людей к покупкам в кредит. Большинство респондентов (88%) не планируют брать кредиты в течение следующих 12 месяцев.

При этом существует явный разрыв между регионами и Москвой: больше всего кризис сказался на потребителях в городах с населением от 500 тыс. до 1 млн жителей. Потребители в Москве более позитивно оценивают текущую экономическую ситуацию, чем жители регионов: 3,09 и 2,75 балла соответственно по пятибалльной шкале.

В то же время роль бренда даже в сложившейся ситуации остается очень важной, показало исследование. 65% респондентов утверждают, что бренд играет большую роль при принятии их решения о покупке.

Влияние на бизнес

В этом году только 45% опрошенных менеджеров высказали мнение о том, что экономическая ситуация улучшится в течение года. В прошлом году этот показатель составил 68%. 55% менеджеров считают, что негативное влияние текущей рецессии на экономику будет более значительным, чем в период кризиса 2009 г.

Как показал опрос, за последние 12 месяцев выручка компаний сократилась в среднем на 7%, в дополнение к 10%-му спаду в прошлом году. 67% респондентов отметили резкое падение общего рыночного спроса.

При этом компании отмечают рост издержек (90% респондентов по сравнению с 77% в прошлом году сообщили об увеличении расходов на материалы), что приводит к существенному сокращению прибыли.

Все больше компаний стали прибегать к мерам оптимизации. Первыми под сокращение затрат, как и в прошлом году, попадают закупки (отметили 67% респондентов). Однако в этом году отмечается рост популярности более структурных и стратегических изменений, таких как пересмотр всей цепочки поставок, по сравнению с краткосрочными сокращениями (например, снижение затрат на рекламу).

"Тем не менее в долгосрочной перспективе ожидается еще больший сдвиг в сторону комплексной реструктуризации бизнес-моделей, что будет необходимым критерием успеха в условиях медленного роста экономики после выхода из кризиса", - считают эксперты PwC.

Источник: Вести Экономика

Оцените материал:
Читайте другие материалы по темам:
InvestFuture logo
PwC: последствия спада в

Поделитесь с друзьями: